"Это необычный судебный процесс. В обвинительном акте перечисляются все наши деяния, за которые в европейском обществе не то что не судят, но даже не принимают их к рассмотрению", - так Максим Рева прокомментировал начавшийся в Таллине суд над активистами "Ночного дозора", протестовавшими против сноса Бронзового солдата.
На скамье подсудимых - Дмитрий Линтер, Димитрий Кленский, Максим Рева и Марк Сирык. Все они пытаются доказать суду, что не имеют отношения к произошедшим в апреле после сноса Бронзового солдата погромам.
"Мы находились у подножия памятника в нескольких сотнях метров от тех улиц, где толпа громила витрины, грабила магазины и переворачивала мусорные контейнеры. Понятно, что мы никак не могли управлять людьми", - рассказал "РГ" Рева.
По его словам, прокуратура Эстонии пытается привязать содержание телефонных разговоров и переписки активистов "Ночного дозора" к произошедшим беспорядкам. И тем самым оправдать полицию, которая не сумела обеспечить в городе должного уровня безопасности людей.
50-страничный обвинительный акт действительно переполнен цитатами из телефонной прослушки обвиняемых и из выдержек их электронных писем. Так, Рева направил избранной от Латвии в Европарламент Татьяне Жданок электронное письмо, где проинформировал ее о событиях на Тынисмяги. И написал, что "настроение у народа боевое". В тот же день, незадолго до начала беспорядков, Линтер позвонил на российский абонентский номер и сообщил, что 25-го может произойти большая буча.
"Я никак не могу понять, каким образом наше общение с прессой, листовки и письма могут быть связаны с беспорядками! Мы не призывали людей осуществлять погромы. Прокуратура это знает, но все равно пытается высосать какие-то обвинения из пальца", - утверждал Рева.
На самом деле после внимательного прочтения обвинительного акта складывается впечатление, что полиция безопасности Эстонии не спускала глаз с активистов "Ночного дозора". И хорошо знала, чем они занимаются. Тем не менее слежка не дала должного результата: у обвинения на руках есть только цитаты из бесед и интервью защитников Бронзового солдата. Никаких прямых улик, подтверждающих их связь с погромщиками, нет.
Именно поэтому слушания, которые начались в Таллине в минувший понедельник, превратились в обсуждение цитат, занесенных в обвинительный протокол.
Молодая женщина-прокурор холодным тоном задавала Кленскому вопросы, общая суть которых заключалась в стремлении выяснить, действительно ли защитники памятника считают русскоязычное меньшинство угнетаемыми людьми, готовыми к бунту.
Кленский, сдерживая известную всем свою несдержанность, пытался держать себя в руках и терпеливо повторял: "Эстонские власти оскорбительно высказывались о ветеранах и похороненных на Тынисмяги солдатах. Этим самым они сами подогрели в народе антиправительственные настроения".
Кстати, с этим мнением согласилась и депутат Европарламента Татьяна Жданок. Она приехала на слушания в Таллин. И обещала, что во вторник на суде будет присутствовать еще один евродепутат от Германии.