Эми Фитцпатрик и Марилус Кортес, Йереми Варгас и Сара Моралес, Тереса Фернандес и Маделен Маккан - имена этих пропавших детей сегодня знает вся Испания. Их фотографии не сходят с полос центральных и местных газет. Их ищут и на Канарах, и в южной испанской провинции Уэльва, и за рубежом.
Таинственные исчезновения маленьких детей стали общенациональной бедой в Испании. Как сообщили "РГ" в подразделении юридической полиции испанской гражданской гвардии, только за прошлый год от граждан поступило по этому поводу 1500 заявлений. В каждом из этих случаев заводится оперативное дело, к розыскам привлекаются десятки агентов полиции и жандармерии.
Большинство случаев исчезновения малолетних оканчиваются благополучно, заверяет Хавьер Урра, ведущий психолог мадридского подразделения прокуратуры, занимающегося делами несовершеннолетних. Однако слишком многих так и не удается найти.
Сегодня в официальном розыске находятся около 200 малолетних испанцев. Возможно, кое-кто из пропавших мальчишек и девчонок по своей воле убежал из дому - бывает и такое. Но подобных случаев немного. Самое страшное для родителей - узнать, что их детей похитили злоумышленники. За последние несколько лет в Испании арестованы десятки "киднэпперов" - похитителей малолетних, вовсе и не думавших возвращать родителям их детишек живыми. Подавляющее большинство из них - иностранцы, среди которых немало педофилов.
В прошлом году испанской полиции наконец удалось арестовать англичанина Тони Кинга, совершившего за несколько предшествовавших лет не одно насилие над детьми. Преступник находился в международном розыске по ордеру Интерпола. А в 2007 году на одном из южноиспанских курортов был задержан немецкий гражданин, которого обвиняют в совершении более чем ста преступлений на почве педофилии.
Похищения детей и насилие над ними стали серьезнейшей проблемой в Испании. По данным британской организации "Краймстопперс", в 2006 году на юге Испании нашли прибежище около 18 тысяч опасных преступников 70 национальностей! Большую часть правонарушений, по данным "Краймстопперс", они совершают в районах наплыва туристов - в приморских южных городах и на Канарских островах.
"Люди здесь живут либо в крупных гостиницах, либо в изолированных коттеджах, что позволяет незнакомцам укрываться от полиции. Те, кто сюда приезжают, стремятся избежать излишнего внимания к себе, - говорит архитектор известного курортного испанского города Малаги Франсиско Каррера. - Потому здесь преступники могут жить в свое удовольствие, для них, по сути, нет никаких препятствий".
Неделю назад испанская полиция провела операцию по задержанию группы распространителей детской порнографии, которые, как подозревают, принадлежат к более широкой банде насильников детей. В распоряжении только трех из задержанных оказались компьютеры, где хранились изображения сексуального характера сотен тысяч (!) малолетних, в том числе и детей в возрасте нескольких месяцев.
Лучшим средством для поиска ребенка, считают родители пропавших, стала мобилизация средств массовой информации. Действует международный центр пропавших и эксплуатируемых детей. В Испании разработан общенациональный план взаимодействия официальных служб безопасности и прессы. Уже несколько месяцев они совместно и в самые сжатые сроки оповещают общество о наиболее явных случаях похищения детей, публикуют фотографии похищенных и сообщают телефоны, по которым можно сообщить правоохранительным органам информацию, касающуюся пропажи малолетних.
В крупных торговых центрах Испании действует так называемый "код Адам". Это фактически введение чрезвычайного положения при возникновении подозрения на похищение малыша в здании центра. Введение в действие этого кода означает, что в случае потери ребенка по всему торговому центру через громкую радиосвязь оповещаются все покупатели о приметах исчезнувшего, а всем служащим передаются его приметы.