Положения Налогового кодекса, регламентирующие процедуру приостановления операций по банковским счетам компаний, в ближайшее время получат более конкретное наполнение. По словам заместителя руководителя департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина Сергея Разгулина, соответствующие поправки в Налоговый кодекс ведомство - по поручению правительства - подготовит в марте.
Как признает Разгулин, сложившаяся сегодня практика приостановки счетов вызывает многочисленные жалобы налогоплательщиков. Собственно, сам порядок приостановки, прописанный в НК, особых нареканий не вызывает. Напомним: с 1 января 2007 года инспекция имеет право заблокировать счет компании в двух случаях - если вовремя не заплачен налог или не сдана декларация (статья 76 НК РФ). Однако фискальные органы, по мнению предпринимателей, в последнее время подходят к процессу ареста счетов чересчур "творчески".
Блокировка счета - мера серьезнейшая. На практике чиновники сплошь и рядом не считаются с нормой о заморозке счетов в пределах суммы неуплаты. Не утруждая себя расчетами, они просто замораживают все деньги компании, фактически парализуя ее деятельность - открыть новые счета в период блокировки нельзя.
- Проблема стоит очень остро. Приостановить счета могут мгновенно, часто - без правовых оснований, Компании предлагают идти в суд. Но пока он будет длиться, предприятие может умереть, - говорит предприниматель Светлана Жилина.
Но даже положительное решение суда гарантий бизнесу не дает. Российский налоговый портал рассказал на днях: инспекция потеряла представленную компанией декларацию. Посчитав отчетность несданной, налоговики заблокировали счет предприятия, которое оспорило решение в суде. Все бы хорошо, но только счет инспекторы так и не разморозили. Объяснение оказалось по-своему замечательным: в бланке решения нет строки, где можно написать, что счет разморожен по решению суда. Рассмотрев ситуацию, минфин сообщил: налоговики обязаны разморозить средства (письмо министерства от 14 декабря 2007 г. N 03-02-07/1-484). Основание - статья 16 Арбитражного кодекса РФ. Дело вроде бы закончилось хорошо, однако к решению каждого спора министерство не привлечешь.
Между тем, рассказывает налоговый эксперт Наталья Трубицина, инспекторы сплошь и рядом применяют весьма "расширительное толкование" статьи 76 НК. Нередко счет замораживают, чтобы, например, вызвать директора на разговор о зарплате или о сокращении налоговых вычетов по НДС. Встречаются случаи приостановления операций по счетам за непредставление баланса (НК предусматривает возможность блокировки только при отсутствии декларации). Бывает и так: в компьютерной базе инспекции возникает мифическая недоимка, происхождение которой никто впоследствии объяснить не может. Иногда чиновник благополучно находит якобы непредставленную ранее компанией декларацию, но требует, чтобы другие подразделения инспекции выдали налогоплательщику справки об отсутствии претензий. Плюс ко всему решение о приостановлении операций инспекция направляет в банк по электронной почте, то есть оно попадает туда мгновенно, а решение об отмене блокировки направляется почтой обычной. Но ведь налоговый орган может находиться в Москве, а банк во Владивостоке. Выводы очевидны. Увы, этот невеселый перечень можно продолжать до бесконечности.
Сергей Разгулин обещает: в ближайшее время минфин проведет мониторинг практики приостановления операций по счетам, изучит судебные решения. Впрочем, суть предлагаемых нововведений в министерстве пока не оглашают. Кстати, напомним: проект изменений в закон, позволяющий быстрее разблокировать счета, пылится в Госдуме уже год.
Тем не менее эксперты единодушны: изменить ситуацию с помощью поправок в НК вряд ли удастся, ведь и действующее законодательство особых вольностей налоговикам не позволяет. Суть проблемы - в огрехах правоприменительной практики. Изменить ситуацию, по мнению некоторых специалистов, может лишь введение уголовной ответственности для налоговиков за неправомерные действия. В апреле прошлого года Торгово-промышленная палата разработала поправки в Уголовный кодекс, вводящие для представителей налоговых органов серьезные нормы ответственности за злоупотребления. Года полтора назад аналогичная инициатива обсуждалась и в Госдуме, однако идеи, похоже, так и зависли в воздухе.