В начале января в Санкт-Петербурге были обнародованы планы одного из владельцев крупнейшей в городе сети суши-баров, в соответствии с которыми известный ресторатор к середине года должен открыть четыре фитнес-клуба, а к концу 2008 - увеличить их количество до десяти.
Подобное внимание предпринимателя к оздоровительному бизнесу не является феноменом: по оценке экспертов, скоро в Санкт-Петербурге грянет фитнес-бум. В индустрии развлечений фитнес считают самым прибыльным бизнесом: в среднем вложения окупаются через год-два, а ежегодная прибыль клуба достигает (при очень определенных условиях) пяти миллионов долларов. По мнению экспертов, хороший фитнес-центр раскручивают не менее десяти месяцев, а через полтора года он уже может выйти "в ноль". Конечно, при соблюдении определенных правил игры.
Даже достаточно невнятная статистика говорит о том, что в Санкт-Петербурге подобные заведения (а их в городе более 200) посещают около 300 тысяч человек, а сам рынок растет на 30-40 процентов в год. Это очень неплохой показатель, если учесть, что в Европе фитнес-клубы посещает 8,1 процента населения. В Голландии этот показатель равен 15,5 процента населения, в Испании - 14,8 процента, в Великобритании - 12,8 процента, в Германии - 8,5 процента.
Сейчас емкость городского рынка спортивных услуг составляет около 250-300 миллионов долларов в год, или 20 процентов всероссийского рынка. Если в 2006 году в городе было открыто 3 подобных клуба, а запроектировано 6, то в 2007 году - уже 5. На 2008 год в проекте находится 16 клубов (пока открыт только 1).
По различным оценкам, 80 процентов инвестиций в эти объекты составляют средства московских компаний и частных лиц. Среди государственных проектов в 2007 году было анонсировано начало строительства трех новых бассейнов для детей, однако пока не ясны ни сроки окончания строительства, ни адреса этих объектов.
Эксперты считают, что строительство фешенебельного клуба с бассейном в центре Петербурга обходится в сумму от 5 до 10 миллионов долларов (в два раза дороже стоит аквапарк: в 20 миллионов долларов оценили эксперты инвестиции в первый петербургский аквапарк с общей площадью трехуровневого комплекса около 15 000 квадратных метров и водной зоной в 4000 квадратных метров). "Правда, сложность в том, что зачастую инвесторы достаточно вольно обходятся с понятием "фешенебельный", называя им клубы с плавательной дорожкой в 10-15 метров или даже помещения с одними только тренажерами", - считает ведущий петербургский проектировщик объектов водных развлечений Леонид Дюдинов. По мнению некоторых участников рынка, в городе вообще нет объектов класса "люкс", есть только те, кто таковыми себя называет.
В принципе, разночтение понятия "фитнес-клуба" существовало на российском рынке всегда. Если в нашей стране фитнес-клуб сочетает в себе спортивный комплекс и салон красоты, то во всем остальном мире разделяют понятия health center (читай - петербургский фитнес-клуб в лучшем смысле этого слова), wellness center (центр с "акцентом" на здоровье, в котором есть программы по похудению, кабинет пластической хирургии, косметологический кабинет и фитнес), gym (с акцентом на тренажеры, иногда - с маленьким бассейном). Пока в нашем городе есть только один клуб, который может похвастаться таким сочетанием, как 30 метровый бассейн, скалодром и спа-салон. По мнению Дюдинова, наличие таких "простых радостей", как бассейн, стало неотъемлемой частью новых объектов вне зависимости от места расположения совсем недавно - и это "уже большой шаг вперед".
Можно предположить, что ситуация в этом сегменте рынка такова, что премиум-сегмент не является камнем преткновения - фитнес-индустрия идет в массы. По данным различных исследований, премиум-сегмент городского рынка уже сейчас заполнен на 70-80 процентов, средний - только на 20 процентов, отчасти - за счет переоборудованных "постсовестских" спортивных комплексов. Основной потребитель услуг - женщины (они посещают фитнес-центры в четыре раза чаще мужчин) в возрасте около 30 лет, готовые тратить на абонементы от 500 до 1000 долларов в год.
Помимо удешевления услуг, другая тенденция рынка - интервенция фитнеса в спальные районы, так как в центре свободной (а тем более - дешевой) земли становится все меньше. Размер помещения для подобного объекта с актуальным уровнем услуг также немаловажен: для современного фитнес-клуба 9000 метров уже нормальное явление.
"Не следует ожидать снижения качества услуг по мере удаления от центра города, - говорит маркетолог одной из компаний отрасли Дина Галченкова - Инвестор должен быть готов к тому, что потребители, вне зависимости от места дислокации фитнес-клуба, будут предъявлять все более высокие требования к качеству и перечню предоставляемых услуг". А именно с ними, по мнению Галченковой, сейчас в городе есть проблемы. Квалифицированных кадров в фитнес-индустрии, как и в любой другой сфере, в городе не хватает. Зачастую потребители жалуются на отсутствие необходимого медицинского персонала даже в известных фитнес-центрах.
Вторым не менее важным условием успешности спортивного объекта является его техническое обеспечение, на котором обычно любят экономить инвесторы, считающие фитнес все еще вторичным (по сравнению с недвижимостью), недостаточно прибыльным бизнесом. Видимо, поэтому в нашем городе и существует так много разных по своему содержанию фитнес-центров.
Однако пройдет совсем немного времени, и потребитель начнет диктовать свои условия, что заставит владельцев сильно задуматься о качестве и спектре услуг: фитнес наступает и становится все более прибыльным источником инвестиций.