29.01.2008 03:25
    Поделиться

    Уральский бизнес увеличивает расходы на благотворительность

    Почему уральский бизнес увеличивает расходы на благотворительность

    В 2007 году объем благотворительной деятельности в Свердловской области составил более 10,5 миллиарда рублей. Значимость суммы становится понятной, если сравнить ее с показателями семилетней давности. В 2000 году, согласно официальной статистике, на помощь нуждающимся бизнес потратил только 600 миллионов.

    Впрочем, как можно догадаться, дело не только в масштабах поддержки, но и в том, насколько осознанно действует творящий благо. Это отмечали организаторы ежегодных "Дней милосердия", проходящих в Свердловской области уже в двенадцатый раз.

    Лучшие благотворители региона снова получили общественное признание, которого, впрочем, по стародавней традиции вроде бы следует избегать. Это правило хорошего тона для современного бизнеса уже не актуально. Со сцены Театра эстрады в Екатеринбурге были произнесены десятки имен и названий предприятий, отличившихся в 2007 году на поприще благотворительности.

    Кстати, многие из нас привыкли понимать под этим словом главным образом бескорыстную материальную поддержку незащищенных слоев населения. Однако, чтобы охватить весь спектр социальных мероприятий бизнеса, самого понятия "благотворительность" все чаще недостаточно. На то он и бизнес, чтобы даже в такое "неконструктивное" в плане выгоды дело, как безвозмездная помощь, внести логику и изрядную долю прагматизма. Именно этим и объясняется бурный рост вложений в благотворительность. Правда, сегодня руководители крупных предприятий предпочитают использовать сравнительно новый термин - социальная ответственность бизнеса.

    - Мировой опыт показывает, что нельзя создать социализм или, скажем, развитой капитализм на отдельно взятом предприятии, - рассуждает председатель областного правительства Виктор Кокшаров. - Очень важно создать благоприятную среду в том муниципальном образовании, где предприятие работает. Тогда туда поедет молодежь, будет обеспечен приток кадров. Одновременно нужно оказывать поддержку школам, чтобы воспитывать молодое поколение; медицинским учреждениям, чтобы люди не болели; вузам, молодым семьям. В конечном итоге благополучие людей и успех предприятия взаимосвязаны.

    Не удивительно, что концепция социальной ответственности появилась на капиталистическом Западе. Описал ее в своей книге еще в 1899 году сталелитейный магнат Эндрю Карнеги. Отношение собственника предприятия к человеку как главной ценности и основному активу диктовалось... рыночной системой. Узнав о лучших условиях труда, полезный работник мог уйти к конкурентам. Отсюда - необходимость следить за безопасностью на производстве, обеспечивать социальные гарантии, поддерживать молодежь и пенсионеров. Сегодня российские бизнесмены, так же, как их западные коллеги, начали бережнее относиться к своему "человеческому активу".

    - Благотворительность, о которой мы отчитываемся в конце года, - это наши инвестиции в человека, - говорит президент Ассоциации металлургов России Анатолий Сысоев. - Это более долгосрочные вложения, чем, к примеру, затраты на технику.

    Социальная ответственность перед коллективом - это только программа-минимум для компании. Настоящая нагрузка ложится на градообразующие предприятия, которые на многих территориях уже давно выполняют роль буксира, "вытягивая" те сферы, которые местному бюджету финансировать просто не под силу. Закономерно, что благотворителем года в Свердловской области признан директор именно такого социально значимого для города предприятия. Руководитель одного из металлургических предприятий Александр Козицын называет бизнес компании социально ориентированным. У завода есть подшефный детдом, недавно открыта благотворительная столовая для городских ветеранов труда. Для сотрудников строится жилье по льготной цене. Размеры капвложений в эти проекты в прошлом году составили около двухсот миллионов рублей. В 2008-м сумма вырастет в три раза. В частности, планируется открыть в Верхней Пышме Ледовый дворец - вдобавок к уже построенному Дворцу игровых видов спорта.

    Для бизнеса социальные проекты - способ реально влиять на жизнь города, на каждого работника. Воспитывать "правильное" отношение подрастающих горожан к рабочим профессиям можно со школы, закалять детское здоровье - в летних лагерях и спортивных секциях. Вложенные деньги не вернутся в виде быстрых и легких дивидендов, зато лояльность населения к предприятию поможет обеспечить производство преданными работниками. Тогда миллионы, вложенные в благотворительность, все-таки возвращаются компании в форме конкурентных преимуществ. Именно так: социальная ответственность стала для бизнеса фактором повышения конкурентоспособности. Поэтому замалчивать успехи предприятия на этой стезе сегодня не принято. Наоборот, информация о социальных проектах компании - важная часть ее имиджа.

    Если для крупного бизнеса благотворительность и прочие виды социальной активности - это сегодня уже обязанность, даже долг, то для бизнеса малого и среднего - в большинстве случаев исключительно добрая воля. Проблема кадров для таких предприятий стоит менее остро, ведь коллектив может насчитывать всего человек 50, а то и меньше. Между тем объемы благотворительности у "средних и малых" в 2007 году составили сумму даже большую, чем, скажем, у банков: 30 миллионов против 22-х. В случае с небольшими компаниями благотворительность выглядит чаще всего классически: именно как бескорыстная помощь храмам, детским домам, школам.

    Организаторы "Дней милосердия" считают, что сегодня меценатам и благотворителям самим нужна общественная поддержка. Поэтому и вручают дипломы да букеты, публично признавая их заслуги. Тем временем таких жертвователей намного больше, чем удалось собрать в большом зале. Подсчитать точную сумму благотворительной помощи трудно. Назвать все имена невозможно. Так что старинная традиция - оставаться неизвестными доброжелателями, соблюдается сама собой.

    Поделиться