На святочной неделе в Екатеринбурге созданный "Коляда-Театр" колядовал по-черному, изо дня в день проводя "Новогодние колядки" и уличный аттракцион под названием "Колядоскоп-Театр". А 26 января открыл свои очередные гастроли на Другой сцене московского театра "Современник".
Так устанавливается отличная традиция - раз в сезон привозить в Москву новые работы страстного и бесстрашного маленького уральского театрика. И это при том, что созданный известным драматургом и подвижником Николаем Колядой знаменитый на всю страну театр в Екатеринбурге живет без всякой муниципальной или федеральной поддержки, благодаря страсти и личным вложениям своего создателя.
Еще жив в памяти московской публики их прошлогодний весенний визит, познакомивший столицу со спектаклем по пьесе Николая Коляды и в его же постановке "Амиго", номинированный на "Золотую маску". Он не получил никаких наград, но эта болезненная, жестокая, мрачно-абсурдная, натуралистическая, полная диковатой поэзии и мелодраматических эффектов история о том, как бедную семью выселяют из их старых хором, произвела сильное впечатление на всех, кто ее видел. В сущности, они заслужили свою главную "маску" - любовь московской публики, которая не могла не оценить бесстрашие и предельную самоотдачу екатеринбургских артистов, работающих так самозабвенно, так ярко, как редко теперь играют на московской сцене.
Вплоть до 31 января театр покажет на Другой сцене "Современника" шесть своих новых спектаклей. Завершатся гастроли пьесой Коляды "Курица". Среди привезенного репертуара два гоголевских спектакля - "Женитьба" и "Ревизор", о которых я обязуюсь рассказать вам в одном из ближайших номеров.
Ну а открылись гастроли одним из самых громких спектаклей прошедшей осени - шекспировским "Гамлетом" в постановке Коляды.
Вместе с петербургским режиссером Львом Эренбургом театр Коляды образовал мощный и весьма влиятельный фронт нового движения "диких". Не случайно их прошлогодние спектакли "Гроза" (в Магнитогорском драматическом театре) и "Гамлет" стали главными хедлайнерами и хитами осеннего фестивального сезона в России.
Екатеринбургский "Гамлет" перекликается с тем образом дикого, угрожающе непросветленного мира, который возникает и в магнитогорской постановке Эренбурга. Его главная метафора - размноженная и вставленная в рамки репродукция "Джоконды", которую натягивают друг другу на головы, заваливают как снегом, удивленно разглядывают герои спектакля. Она, видимо, символизирует собой то последнее, что осталось одичавшему человечеству от великой культуры. Датское королевство по Коляде - это орава в растаманских беретах, которая под хрипатое пение вываливает на сцену, чтобы совершить очередной ритуал. Этим косноязычным дикарям трудно даются размышления, и они все время кричат.
"Гамлет" оказывается у Коляды либретто для его театра "новых варваров" нового тысячелетия, живущих после конца культуры, после конца истории. Но кажется, "Ромео и Джульетта", где шекспировская история была обработана и пересказана для заброшенных детей варварского мегаполиса, проще подверглась такой адаптации. Для того чтобы развернуть свой театр фриков в пространстве "Гамлета" и заодно реализовать тему "нового варварства", Коляде с его прекрасными актерами (чего стоит только Гамлет - тоненький юноша-жертва в исполнении Олега Ягодина) хватает и получаса, но дальше вся сложная шекспировская трагедия оказывается ему ни к чему.
Однако его актеры истово и самозабвенно продолжают этот варварский танец, этот косноязычный диалог, и когда тоненький, исступленный Гамлет высвечивается в дверном провале, мы неожиданно понимаем, что он выстрадал свою трагедию, вырос над тупым остервенением толпы.