Уникальная "Скорая социальная помощь" создана в Новосибирске. Она будет спасать женщин, которые соберутся писать отказ от ребенка в роддоме.
По первому сигналу медиков "на место происшествия" приедут психолог, соцработник и юрист, готовые помогать молодой матери буквально во всем: лишь бы не допустить очередной сиротской трагедии.
19-летняя Аня выросла в детдоме. У нее нет жилья. Несколько месяцев, выйдя из-под опеки государства, она прожила с таким же бывшим детдомовцем, но более "удачливым", что ли. Парень нашел родную мать, когда-то лишенную родительских прав, и поселился у нее в квартире. Вместе с Аней - как бы женой. Вначале все было, как у людей: Аня забеременела, а после мама с сыном подумали-подумали да и выгнали девчушку чуть ли не перед самыми родами. Мол, не нужна нам эта обуза. До рождения сына Аня жила в роддоме. А все пять дней после проревела: самой идти некуда, а уж с ребенком... Собралась, говорит, уже отказ писать. Но, как говорят, Бог отвел. Судьбой Ани занялись чуть ли не полсотни активистов общественных организаций Новосибирска, которым не чужда проблема сиротства (с одной из волонтерш Аня поддерживала связь еще с детдомовских времен). Сейчас мать с маленьким сыном живет в одном из трех церковных приютов Новосибирска - место "добыли", хоть и с огромным трудом.
- Это во Франции, - говорит руководитель службы Юлия Юрьева, - к матери, решившей отказаться от новорожденного, сразу вызывают психиатра. У нас же часто бросают детей бывшие сироты, которые сами "не прижились" на свободе. Оставляют младенцев и женщины, родившие от выходцев из бывших советских республик: уж слишком "не наша" у младенцев внешность. Да и многодетные семьи нередко отдают государству "лишних" сыновей и дочерей. В течение прошлого года активисты "Сибмамы" и Центра "Семья и дети" изучали ситуацию с так называемыми отказными детьми - выяснилось, что ежегодно в роддомах области остаются более 300 брошенных младенцев, с 2004 года число отказов увеличилось вдвое. Причем только 15 процентов матерей, по данным мониторинга, становятся "кукушками" из-за собственных проблем с алкоголем и наркотиками. А подавляющее большинство - из-за неблагоприятных социальных условий: негде жить, не на что прокормить, нет мужа, родители молодой мамочки против. "Сохранить эти семьи не только можно, но и нужно", - считают общественники. И просят помочь всех - от бизнес-элиты до одиноких новосибирских старушек, готовых приютить у себя мать и новорожденного.
- К сожалению, у нас в стране сложился не совсем верный приоритет - ставка делается на замещающие, приемные семьи, - говорит Надежда Артемова, председатель Центра семейного образования и воспитания "Семья и дети". - Но никакая приемная семья не заменит биологическую мать. И никакие приемные семьи не справятся с потоком новых отказников, которые придут на смену усыновленным детям. Мы хотим показать государству новый путь решения проблемы социального сиротства: если наша технология сработает, если нам удастся сохранить пусть не сотни, но несколько десятков семей, мы будем добиваться, чтобы наш проект был внедрен официально и новая социальная служба появилась в государственной системе здравоохранения.
Пока же масштаб у проекта скромный даже для Новосибирска. Бригаду психологов, соцработников и юристов будут вызывать только из одного роддома - Городского перинатального центра. Здесь выделено отдельное помещение, где можно беседовать с матерью. В ближайшее время оно будет оборудовано с учетом психологической остроты момента, общественники надеются уйти от казенной атмосферы. Если "спасенным" негде жить, мамочку с ребенком ни в коем случае не разлучат, а переведут в 4-ю детскую больницу имени Гераськова - здесь, в специальной палате, им гарантирован приют в первые полтора месяца. Курс реабилитации, говорит президент "Сибмамы" Александра Марова, будет всегда индивидуален, и рассчитан он как минимум на полтора года. Психологи готовы не только показать свет в окошке самой матери, но и сгладить возможные конфликты с родственниками. И, главное, "Скорая социальная помощь" готова решать вопрос с жильем - уже есть предварительные договоренности с представителями бизнеса. "Сейчас компании довольно много тратят на социальные проекты, в том числе помогают детям-сиротам, - говорит Надежда Артемова. - Но эти акции в основном разовые, "сувенирные". Мы же рассказываем, как на самом деле можно помочь нуждающимся, и нам идут навстречу".
Кроме того, общественники взяли на вооружение опыт приемных семей для стариков - тот самый принцип, когда самые обычные люди готовы бескорыстно помогать тем, кто остался без крыши над головой. Церковных приютов на всех не хватит. И те, у кого нет семьи, а есть свободные квадратные метры, могли бы стать настоящим спасением для молодой матери. Да и сами бы душой отогрелись.