Непростая ситуация с дополнительным лекарственным обеспечением обсуждалась в правительстве республики. 2008 год предстоит провести в условиях жесточайшего лимитирования финансовых средств.
Уфимка Рида Арсланова, позвонившая в редакцию "РГ" накануне, с трудом сдерживалась: "Я - инвалид второй группы, страдаю сахарным диабетом, гипертонией. Чтобы поддерживать себя лекарства должна принимать каждый день. Но мне в этом году их еще ни разу не выписали. Терапевт говорит, что денег на всех не хватает и что льготникам с такими заболеваниями, как у меня, можно подождать. Ну, хорошо я смирилась - нужные таблетки покупаю за свой счет. Но ведь у меня на руках онкологически больной муж. Приобрести лекарства для него нет возможности - очень дорого. А в выписке отказывают".
С подобной проблемой столкнулись в первые дни года, когда начала действовать новая схема дополнительного лекарственного обеспечения, большинство льготников. Если в прошлом году рецепты ставились на отсроченное обслуживание в аптеках - не хватало лекарств, то теперь их просто не выписывают. "А что остается? - задает риторический вопрос заведующая уфимской поликлиникой № 5 Лидия Панибратец. - В нашем учреждении стоят на учете более тысячи больных, имеющих право на получение бесплатных лекарственных препаратов. Реальная денежная потребность для них только на первый квартал составляет порядка четырех миллионов".
- Объем субвенций для региона, - комментирует ситуацию министр здравоохранения республики Андрей Евсюков, - определяется простым умножением количества льготников на 417 рублей, выделенных государством на одного человека. Исходя из этого, в 2008 году мы можем рассчитывать на сумму 562 миллиона рублей. Это непросто. Особенно если учесть тот факт, что количество федеральных льготников только за три последних месяца 2007 года увеличилось на три тысячи. А общая сумма субвенций осталась прежней. Поэтому сегодня необходимо научиться формировать потребности в соответствии с лимитами.
Специалисты, не первый год имеющие дело с программой ДЛО, утверждают: новая схема - очередной не совсем удачный эксперимент. Срабатывает она лишь в части обеспечения лекарствами больных по семи нозологиям - специфическим, особо тяжелым заболеваниям, выделенным в одну группу. Необходимыми препаратами эти люди снабжаются напрямую из федерального центра. Как сообщила корреспонденту "РГ" начальник фармотдела Министерства здравоохранения РБ Татьяна Дмитрюк, такие больные получают лекарства в полном объеме и в срок. Это очень хорошо, но их - единицы. Например, в нашем регионе насчитывается всего около одной тысячи. Для сравнения: общее количество федеральных льготников, оставивших за собой право получения набора социальных услуг, составляет более 112 тысяч человек.
В прошлом году, когда шли разговоры о вычленении из общего числа льготников тех, кто страдает серьезными хроническими заболеваниями, медики этот шаг поддерживали. Однако при этом имелось в виду: в привилегированный состав войдут больные сахарным диабетом, а также страдающие онкологическими заболеваниями. Это, кстати, довольно многочисленная группа. Увы, реально круг семи нозологий оказался очень ограничен - в него включены весьма редкие заболевания. Такие, например, как гемофилия (несвертываемость крови), онкогематология (рак крови), рассеянный склероз.
Всем остальным льготникам установлена норма - 417 рублей в месяц на человека. Стоимость же одного рецепта составляет в среднем около 600 рублей. Как выходить из положения? Ведь препараты для лечения тех же онкобольных стоят в несколько раз дороже.
Как сказали корреспонденту "Российской газеты" в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, поскольку страховой принцип, заложенный в основу программы ДЛО разрушен, остается исходить из следующего: каждый льготник имеет право на получение лекарств на ту сумму, которую определило государство, - 417 рублей. И отказать ему в этом никто не вправе. Но и превысить лимит нельзя - на эти цели федеральный центр выделил средства в ограниченном объеме.