Ростовчанин, избитый сотрудниками милиции, превратился в подозреваемого

Пролетарский суд Ростова-на-Дону обязал возместить семье пострадавшего от незаконных действий сотрудников правоохранительных органов Василия Болдырева десять тысяч рублей.

"РГ" писала об этом случае 4 мая 2007 года, когда в том же суде был удовлетворен иск Василия Болдырева о взыскании с казны РФ материального вреда в размере более 31 тысячи рублей и компенсации морального вреда в сумме сто тысяч рублей за причинение вреда его здоровью незаконными действиями сотрудников милиции. Однако стороны опротестовали это решение: казна считала, что платить должно не государство, а МВД, милиция - что вина сотрудников не доказана, а Болдыревы - что сумма присужденной компенсации занижена.

Дело трехлетней давности становится все объемнее, сумма возмещения - все меньше, а сам избитый в стенах родной милиции молодой парень из потерпевшего вот-вот превратится в обвиняемого.

За три года с того памятного семье Болдыревых апреля 2005 года прошло уже несколько гражданских и уголовных судов и кассационных рассмотрений, парень потерял здоровье и веру в людей, мать Елена продолжает бороться за справедливость, а отец, не выдержав, ушел из семьи, оставив Елену, сына и маленькую дочь.

Вечером 28 апреля 2005 года 18-летний учащийся колледжа Василий Болдырев стоял на остановке общественного транспорта. К нему подошел парень в солдатской форме и попросил дать телефон позвонить. Потом солдат попросил мобильный у другого молодого человека - и вдруг бросился наутек. Парень, негодуя, подбежал к Васе, обвиняя его в сговоре с грабителем. Вызвал милицию, и Василий, в уверенности, что сейчас во всем разберутся, сел в милицейский "уазик".

Однако в Ворошиловском райотделе Василию учинили допрос, и с пристрастием. Никакие доводы Болдырева о том, что он первый раз видел этого солдата, милиционеров не убеждали. Как следует из письма замначальника управления собственной безопасности при ГУВД области от 14 июня 2005 года, материалы служебной проверки подтвердили, что молодой человек неправомерно содержался в камере административного задержания. А Пролетарским судом установлено, что он "испытывал нравственные и физические страдания, поскольку его избили сотрудники милиции, принуждая к даче показаний о том, что он знает лицо, совершившее открытое похищение телефона". Увидев на куртке сына след от ботинка и измученное лицо Василия, мать, которая не могла отыскать его в течение целой ночи, сразу повезла его на судмедэкспертизу.

Парня немедленно госпитализировали с диагнозом "закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, ушиб мягких тканей головы, подвывих первого шейного отдела позвоночника, закрытая травма позвоночника".

Василия сразу уложили в каталку, надели специальный воротник для фиксации шеи, и две недели он пробыл на вытяжке. Потом укутали от поясницы до макушки в гипс. В нем парень находился два месяца - хорошо, появился гипс из новых материалов, в котором тело дышит и можно купаться, но на такой гипс ушло пять тысяч рублей. В июне Василий заканчивал колледж, и какими усилиями это далось - парень даже писать диплом самостоятельно не мог - знает лишь исстрадавшаяся мать. Диплом защищал в гипсе. Еще два месяца ходил в "воротнике". В таком же виде прибыл в военкомат на призывную комиссию. Там дали три месяца отсрочки. Потом комиссовали: когда сняли гипс, оказалось, что связки срослись, но позвонок остался со смещением. "До попадания в органы милиции истец был здоровым человеком, - говорится в решении суда. - В декабре 2004 года был годен к военной службе, а в ноябре 2005 признан ограниченно годным из-за полученных травм".

12 мая Елена Болдырева написала заявление в прокуратуру, в ГУВД Ростовской области. Из управления собственной безопасности ГУВД области пришел ответ: "За допущенные нарушения служебной дисциплины, выразившиеся в неправомерном содержании вашего сына в камере административно задержанных, принято решение о привлечении начальника смены ОВД Ворошиловского района и оперуполномоченного этого ОВД к строгой дисциплинарной ответственности". В конце июня пришел отказ в возбуждении уголовного дела. Затем еще один. Но Елена Болдырева не сдавалась. После долгой борьбы за справедливость 25 октября 2006 года ей пришел ответ из прокуратуры области: "По результатам дополнительной проверки прокурором Ворошиловского района возбуждено уголовное дело по статье 286 части 3 УК РФ".

Дело затянулось на четыре месяца. Появились новые обстоятельства. Солдат, который три года назад признался в совершении преступления, вдруг начал менять свои показания. По новой версии, Болдырев, убегая от преследования, упал на асфальт, "при этом несколько раз кувыркался через голову" - таким образом, он мог получить телесные повреждения незадолго до того, как его избили в кабинете два сотрудника милиции, которые в суде теперь не признают себя виновными.

В ходе следствия эксперт показал, что закрытая травма шейного отдела позвоночника причинена при резком повороте головы в сторону, что исключает образование такой травмы при падении - только при ударе в шею, но на судебном заседании стал настаивать на новой экспертизе. Так что теперь решение очередного суда ждет постановления экспертизы: мог ли Болдырев вывернуть себе шею, а также получить черепно-мозговые травмы, сам ударяясь о землю, или нет.

Бесспорным пока считается лишь незаконное удержание Васи Болдырева под стражей, за что суд и потребовал выплатить компенсацию морального вреда в размере десяти тысяч рублей.