30.01.2008 04:20
Поделиться

В Перми меняют систему предоставления транспортных льгот школьникам и студентам

Со следующей недели одна поездка в городском автобусе будет стоить 10 рублей, а в троллейбусе и трамвае - 9. Новым шагом властей станет отмена школьных и студенческих проездных, которые заменят на систему дотаций.

Последний раз повышение тарифов произошло в январе прошлого года. А уже в ноябре глава администрации Перми Аркадий Кац заявил, что муниципалитет будет выходить к депутатам с вопросом об очередном увеличении платы за проезд. Чиновники объясняли, что пойти на такой шаг они вынуждены, поскольку резко выросла цена на дизельное топливо, увеличилась зарплата работников транспортной сферы, а также выросли налоги для перевозчиков.

Тем не менее, уже через месяц мэрия столкнулась с демаршем перевозчиков, которые заявили, что, не дожидаясь действий властей, пойдут на самовольное повышение тарифов. Тогда они угрожали с 1 января повысить плату за проезд и отменить действие проездных на своих маршрутах. Впрочем, до крайних мер дело так и не дошло. В результате переговоров мэрии и предпринимателей на 150 рублей выросла цена школьных и студенческих проездных.

Примечательно, что в преддверии пленарного заседания, три думских комитета, в ведении которых находилось рассмотрение вопроса, приняли совершенно противоположные решения. Депутаты предлагали увеличить тариф на автобусы вплоть до 11 рублей, а на электрический транспорт оставить его в нынешнем виде. Однако в последний момент профильный экономический комитет отменил собственное решение и рекомендовал к принятию согласованную с депутатами и чиновниками редакцию.

В основу новой системы заложат несколько критериев - доход учащихся, их успеваемость и дальность проживания

Вчера вице-мэр Перми Алексей Храпков сообщил депутатам о том, что администрация предлагает повысить плату за проезд до 10 рублей в автобусе, до 9 рублей для трамваев и троллейбусов и сразу до 25 рублей в маршрутных такси. Причем для последних тариф был определен как предельный, то есть перевозчик сам волен определять цену проезда в зависимости от дальности маршрута, но не больше этой суммы. В муниципалитете считают, что меньший тариф для электротранспорта будет одним из стимулов для его дальнейшего развития.

Новый тариф начнет действовать с 4 февраля при сохранении всех видов проездных. Вместе с тем в администрации заявили, что намерены отказаться от нынешней системы предоставления льгот. Вместо школьных и студенческих проездных, цена которых сейчас 330 и 460 рублей соответственно, будет введена система адресной поддержки, к разработке которой чиновники приступили сейчас. В ее основу заложат несколько критериев, к которым относятся доход учащихся, их успеваемость, а также дальность проживания. К тому же муниципалитет намерен урегулировать с руководством края вопрос предоставления социальных проездных.

Несмотря на то, что основные обсуждения тарифов прошли на комитетах и пар уже был выпущен, депутаты вчера все же подвергли критике транспортных чиновников. Думцы предложили администрации составить хотя бы приблизительный график последующих повышений тарифа на несколько лет вперед, а также выкупить долю маршрутов в муниципалитет, чтобы сделать отрасль более контролируемой.
Отвечая на эти вопросы, Алексей Храпков заметил, что есть много факторов, которые не зависят от администрации, в частности, те же цены на горючее, поэтому составить план повышения на годы вперед затруднительно. А сделать долю перевозок муниципальной очень затратно, к тому же после принятия в конце 2007 года федерального закона администрация будет проводить конкурсы на распределение маршрутов, что позволит контролировать рынок.

Комментарии

Игорь Шубин, глава Перми:

- Принятые тарифы в большей степени носят политический, нежели экономический характер. Нам все-таки нужно отработать новую модель тарифообразования, чтобы это не становилось инструментом каких-то политических интриг. Думаю, что в этом году еще не раз вернемся к данной теме. Ведь сейчас решение о действии в крае социальных и льготных проездных документов принимают краевые власти, а расходы по их обеспечению фактически ложатся на плечи города.

Виктор Поздеев, руководитель транспортного предприятия:

- Даже 10 рублей - это уже не экономически обоснованный тариф. Считаю, что сейчас он составляет не меньше 12 рублей. Ведь чем больше будет тариф, тем больше у нас возможностей обновить автопарк и приобрести более комфортабельные автобусы. При этом предоставление адресной помощи вместо проездных стало бы правильным шагом. Каждый должен платить за проезд, тем более, что в нынешнем виде убытки за льготные проездные компенсируются нам далеко не в полной мере.