Сегодня из 43 кварталов-территорий, которые значатся в адресной программе реновации, по информации городского строительного комитета инвесторы проявляют интерес лишь к шести.
Чтобы сделать востребованными остальные 37 кварталов, скорее всего, их действительно придется дробить на части.
Комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Петербурга в очередной раз рассмотрела поправки в законопроект о развитии застроенных территорий.
Это тот самый проект, который, по мысли властей Петербурга, будет регламентировать расселение и снос "хрущевских” кварталов. Разумеется, когда он превратится в закон. Проект вызвал неоднозначную реакцию у горожан.
Очевидно, и петербургские парламентарии, и чиновники Смольного еще неоднократно будут рассматривать вопросы, рождающиеся как у горожан, так и у предполагаемых инвесторов. На заседании депутатской комиссии по городскому хозяйству ее председатель Сергей Никешин представил поправки и три законопроекта, которые касаются условий развития кварталов первых массовых серий. Как отметил Никешин, губернатор признала необходимость внесения изменений в этот проект. В начале февраля - накануне второго чтения законопроекта - в Смольном должно состояться рабочее совещание, на котором чиновники и депутаты будут обсуждать все поступившие поправки.
Депутатская комиссия одобрила некоторые изменения.
Во-первых, предложено дать Законодательному собранию полномочия утверждать адресную программу развития территорий. Если это предложение будет принято, то не за городским правительством, а за депутатами будет последнее слово при составлении списка адресов, которые должны будут пойти под расселение и снос. Депутатская комиссия предлагает по-особому проводить общественные слушания в каждом квартале, который попадет в проект адресной программы реновации. Предположительно слушания будут проходить в форме общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (или в форме заочного голосования). Согласие всех собственников будет служить основанием для включения жилого дома в адресную программу.
Во-вторых, комиссия предложила отнести к полномочиям Законодательного собрания принятие методики определения начальной цены каждого квартала, который будет разыгрываться на аукционе среди потенциальных инвесторов. Для этого даже разработан особый законопроект. Предлагаемая методика основана на "принципе замещения”. Это один из основных принципов оценки недвижимости. Опираясь на него, расчетливый покупатель не заплатит за имущество цену, превышающую затраты, требующиеся для приобретения на рынке некоторого разумного аналога. Вся сложность в том, чтобы найти этот самый разумный аналог. Проект также разрешает использовать результаты работы независимых оценщиков. Какой из двух вариантов выбрать - будет решать городское правительство.
Самым сложным вопросом, на котором комиссия по городскому хозяйству споткнулась, стал вопрос определения: что такое квартал, какими "кусками” город будет выставлять "хрущевки” на аукционы. С одной стороны, городские власти хотели бы отдавать инвесторам крупные территории. Это выгодно в плане развития города. Инвестор, который приобрел право на реновацию значительного участка, сможет осуществить проект строительства не одного точечного объекта, а сразу - комплекса. На карте Петербурга, таким образом, появится современный красивый квартал. С другой стороны, размер "нарезанных” территорий таков, что немного найдется инвесторов, способных их освоить.
Члены депутатской комиссии задумались: а не раздробить ли участки, выставляемые на аукцион. Как отметила депутат Зоя Заушникова, само определение "территория” является размытым, неточным, позволяющим говорить как о целом квартале, так и о группе домов.
Затронули депутаты и вопрос, который сегодня особенно волнует жителей "хрущевок”: куда и на каких условиях их будут переселять. В проекте сохранено положение, по которому люди должны переезжать по своему желанию в тот же или прилегающий к нему район, а не на окраины или в другой конец города. Однако неясно, что именно подразумевается под этим "прилегающим районом”. Ни в одном городском законе, имеющем отношение к жилищной политике и градостроительству, никаких разъяснений на сей счет нет. Депутаты считают, что такие разъяснения должны содержаться в каждом конкретном договоре города с компанией-инвестором.
Есть еще один момент, затрагивающий интересы тех, кто не захочет никуда переезжать. Здесь все решает простое большинство жителей. Если оно решит переселяться - меньшинство обязано будет подчиниться. Эта позиция в проекте остается незыблемой.