30.01.2008 02:50
    Поделиться

    Причиной аварий школьных автобусов на Среднем Урале, возможно, стал человеческий фактор

    Кто виноват в авариях школьных автобусов

    Причиной аварии со школьным автобусом в Пышминском районе стала элементарная халатность. К такому выводу приходит Свердловская прокуратура.

    Громкое ЧП произошло на минувшей неделе в сельской глубинке Пышминского района. На перекрестке двух дорог, соединяющих поселки Скатинский и Четкарино, Первомайский и Южный, школьный автобус КАВЗ столкнулся с 99-й моделью "Жигулей", опрокинулся в кювет и придавил своей массой выпавшего из окна подростка. Погибла также 61-летняя пассажирка "Жигулей". Серьезно пострадали еще 14 школьников и водитель легковушки. Последний до сих пор находится в тяжелом состоянии, его только-только перевели из реанимации Пышминской районной больницы в хирургическое отделение.

    Тяжелая трагедия. Особенно прискорбно, что случилась она с детьми - категорией пассажиров, особо охраняемой, казалось бы, на дорогах. Специальный автобус, оборудованный креслами с привязными ремнями, по определению должен был защитить от беды маленьких пассажиров. Вся программа "Школьный автобус", реализуемая в стране и области уже на протяжении нескольких лет, для того и задумана была, чтобы надежно обезопасить перевозимых в спецтранспорте детей и подростков.

    Снова подвел человеческий фактор. Как сообщили "РГ" в пресс-службе ГУВД по Свердловской области, предварительный анализ ситуации показал, что водитель школьного автобуса 51-летний Александр Теплоухов не уступил дорогу "Жигулям", ехавшим по главной дороге. Хотя был на перекрестке и знак "Уступи дорогу", и водитель Теплоухов имел все обязательные для управления именно школьным автобусом профессиональные водительские категории - от "А" до "Е". Сам же автобус был технически исправным, можно сказать, почти новым.

    Время было дневное, около трех часов пополудни. То есть водитель автобуса не мог не видеть двигавшиеся по главной дороге "Жигули". И наверняка знал, что означает преимущественное право проезда перекрестка. Действие такого знака обязательно для всех видов транспорта без исключений. Что с ним случилось в тот миг, почему он повел себя неадекватно - главный вопрос для следователей, разбирающих ситуацию в рамках возбужденного уголовного дела.

    Уже достоверно известно, что в тот день Теплоухов не прошел обязательный предрейсовый медицинский осмотр. Врач, который это делал регулярно в автохозяйстве, именно тогда отсутствовал на работе - у него был вполне законный отгул. А замену ему, как водится, не нашли.

    Не было в тот день и старшего в салоне автобуса - педагога или воспитателя. 27 детей и ребят постарше в возрасте от 13-ти до 18-ти лет были предоставлены сами себе. А их переходный возраст сам по себе предполагает некое удальство и бахвальство. Поэтому все они, естественно, ехали не пристегнутые ремнями безопасности.

    17-летнего Андрея Зварыгина уже похоронили. Безутешное горе родителей пытаются облегчить друзья, родственники и местные власти. Скорей всего, родители получат за своего потерянного сына денежную компенсацию. Ход расследования дела о ДТП взяли под свой личный контроль начальник Свердловского ГУВД Михаил Никитин и прокурор области Юрий Пономарев. Прокуратура же поручила всем городским и районным прокурорам на местах провести тщательную проверку школьных автобусов и методов их эксплуатации во всех учреждениях образования, где такие автобусы имеются.

    На Среднем Урале сегодня организованно перевозят около 20 тысяч учеников. И не везде, к сожалению, спецавтотранспорт соответствует предъявляемым к нему требованиям. Еще два года назад начальник управления ГИБДД по Свердловской области Юрий Демин назвал цифру: более 100 школьных автобусов технически не пригодны для перевозки детей. У них не было ремней безопасности и системы экстренного торможения, устройств блокировки движения при незакрытой двери и необходимой сигнализации. Многие автобусы стояли под открытым небом, а их водители не проходили ежедневный медосмотр и регулярную переаттестацию.

    На техническое переоснащение только одного школьного автобуса требовалось около 250 тысяч рублей. Но правительство области тогда пошло на траты, и большинство автобусов было доведено до требований ГОСТа.

    Но, как уже говорилось, в злополучной аварии в Пышминском районе техника была не при чем. Михаил Никитин подчеркнул, что автобус 2006 года выпуска работал безупречно, а дорога была сухой.

    Точно так же не было технологических и природных причин для аварии, которая случилась двумя днями позже в Екатеринбурге на перекрестке улиц Комсомольской и Малышева. Там "Газель" врезалась в школьный автобус, который двигался в колонне в сопровождении машин ГИБДД. К счастью, дети не пострадали. Виноват, по предварительной оценке, водитель "Газели".

    И только в прошлогодней аварии на железнодорожном переезде у поселка Фабричный в Сухоложском районе виновата погода. Тот переезд не оборудован шлагбаумом, а 9 октября  стояла на редкость морозная погода. Машинист тепловоза, увидев на переезде автобус, применил экстренное торможение, но колеса по морозным рельсам пошли юзом, и столкновение стало неизбежным. Пострадали пять школьников.

    - Обеспечение образовательных учреждений спецавтотранспортом по нынешнему федеральному законодательству закреплено за органами местного самоуправления, - сказали "РГ" в министерстве образования области. - Мы не регулируем эти вопросы, а участвуем в процессе только в рамках поставок автобусов по приоритетному национальному проекту.

    К чести пышминских властей надо сказать, что глава районной администрации Иван Чернышов сразу после случившегося лично выехал на место аварии, постарался помочь семье погибшего школьника и сейчас содействует контрольным органам в организации проверок спецавтотранспорта.

    Но трагедия уже случилась, и погибших не вернешь. Теперь только самые строгие меры профилактики смогут предот­вратить беду в будущем. Сделать безопасной детскую дорогу в школу можно только общими усилиями. Следствие по пышминскому делу еще не закончено. Можно предполагать, что выводы прокуроров будут жесткими. Если вина водителя автобуса будет однозначно доказана, ему грозит лишение свободы сроком до семи лет. Уголовный кодекс в таких случаях очень суров.

    Поделиться