30.01.2008 05:59
    Поделиться

    Суд взыскал со Сбербанка РФ компенсацию по утерянному вкладу

    Житель нязепетровской глубинки добился возвращения денег, положенных на сбер­книжку в 1988 году. Но полученная по решению суда сумма намного меньше дореформенного вклада.

    Центральный суд Челябинска указал банку, что по Гражданскому кодексу РФ сроки исковой давности на банковские вклады не распространяются, а потому сведения об операциях с денежными средствами граждан нужно хранить столько, сколько потребуется. Однако иск вкладчика к минфину РФ и Сбербанку РФ удовлетворил лишь частично.

    Житель Нязепетровского рай­она потребовал компенсировать ему потерянные сбережения по курсу доллара на июль 1988 года. А поскольку на его счете в сберкассе в то время числилось в 4006 рублей 46 копеек, то он предъявил банку счет на 5723 доллара 51 цент, что по теперешнему курсу соответствует 148 939 рублям. Уточнив свои требования, запросил 163 988 руб­лей. Кроме того, в качестве компенсации морального вреда потребовал выплатить ему 100 тысяч, плюс проценты за пользование его деньгами в размере 272 220 рублей, плюс неустойку за нарушение прав потребителей - еще 460 000 рублей, плюс компенсацию по вкладу - 3000 рублей. В итоге счет, предъявленный банку, достиг приличной суммы в миллион рублей.

    Как выяснилось, положив деньги на сберкнижку, мужчина много лет о них не вспоминал, а в декабре 2004 года узнал, что его счет утерян. Переписка с кредитным учреждением ничего не дала. На запросы поступали стандартные ответы об "отсутствии сведений". В этом истец обвинил сотрудников Сбербанка РФ и попросил наказать их рублем. А для верности призвал в соответчики минфин РФ в лице управления Федерального казначейства РФ по Челябинской области.

    Представитель казначейства в суде заявил, что компенсация вкладов граждан предусмотрена законом "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ" от 1995 года. Иной в стране нет и быть не может. Кроме того, истец не требовал расторгнуть договор банковского вклада, а значит, оснований для возвращения ему денег нет.

    Представители Сбербанка РФ потребовали иск отклонить, поскольку сумма иска по вкладу превысила по доходности 40 процентов годовых. А таких условий не предлагает вкладчикам ни одно легально работающее кредитное учреждение страны, поскольку это нерентабельно. По мнению исполняющего обязанности управляющего Верхнеуфалейским отделением Сбербанка РФ, "испрашиваемый истцом доход в размере 40 процентов годовых негативно скажется на всей коммерческой деятельности Сбербанка России и других категориях его вкладчиков". Кроме того, доказательств обращения за вкладом в 1988 году гражданин не представил, а значит, и оснований для взыскания неустойки за почти 20 лет, в течение которых он якобы не имел возможности воспользоваться своими деньгами, не имеется. Зато есть сомнения в том, что утерянный счет принадлежит именно истцу, поскольку при совпадении фамилии не совпадают имя и отчество. В исковом заявлении значится "Велур", на самом деле Вилур, отчество в книжке записано сокращенно "Аст.", а по паспорту - Альтапович.

    Суд пришел к выводу, что безграмотное написание имени и отчества истца не может стать основанием для отклонения иска. Взвесив доводы сторон, он признал часть требований жителя Нязепетровского района законными.

    Правда, после деноминации вклад с учетом набежавших процентов превратился в скромную сумму - 4 рубля 54 копейки. Зато компенсация по утраченному вкладу составила четыре тысячи. Так что деньги к вкладчику номинально вернулись. Причем суд акцентировал внимание на том, что это лишь предварительная компенсация. Она будет проводиться в соответствии с законом.

    Вместе с тем взыскать с банка вклад в долларовом эквиваленте суд не счел возможным ввиду отсутствия соответствующих норм российского и международного права. Отказано мужчине и во взыскании неустойки, поскольку в 1980-х годах закона о правах потребителей еще не было, а действующий ныне обратной силы не имеет. Компенсация морального вреда не выплачивается, если речь идет о нарушении имущественных прав.

    Как сообщили в секторе общественных связей Челябинского отделения Сбербанка РФ, в случае, если клиент не обращается в банк длительное время и по каким-­либо причинам его документы утеряны, для выплаты остатков по вкладу и компенсации необходимо решение суда. Теперь оно получено, и права клиента восстановлены. Однако такие случаи в практике Сбербанка РФ единичны.

    Поделиться