30.01.2008 04:00
    Поделиться

    Виктор Зубков рассказал лесопереработчикам, как им повезло с самой стабильной страной

    Лес за последние полгода уже успел стать визитной карточкой премьер-министра Виктора Зубкова. Он никому не стал доверять лесной вопрос и сам возглавил Совет по развитию лесопромышленного комплекса. И именно из-за леса вчера он отправился в Сыктывкар.

    Введенные полгода назад повышенные пошлины на экспорт кругляка хвойных пород, которые с 1 января 2009 года примут запретительный характер, - совсем не популярная мера во Всемирной торговой организации, куда стремится российское правительство. Поэтому до момента возможного вступления страны во Всемирную торговую организацию кабинет министров пытается наладить лесопереработку, чтобы вывозить кругляк было невыгодно даже после того, как запретительные пошлины отменят.

    С этой идеей премьер-министр и отправился в Республику Коми. В Сыктывкаре же он попал в сказку. Лесную и заснеженную.

    В Коми Зубкова ждали, как всегда, с идеями. Да какими! Несмотря на то что Сыктывкарский лесоперерабатывающий комбинат уже давно не просто частное предприятие, а с участием иностранного капитала, тем не менее денег просить у государства, судя по всему, не зазорно не только у нас. Руководство ЛПК предложило Зубкову включить проект развития и модернизации комплекса в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

    Ведь решение о том, чтобы оказывать государственную поддержку проектам в леспроме, которые превышают 300 миллионов рублей, было принято еще в Вологде. Если такой проект будет представлен и одобрен, говорили тогда, то он получит и 50-процентную льготу по аренде участков.

    Лесоэкспортеры тогда остались довольны. Вот и "Монди" решили попробовать, как правительство держит обещание, ведь их проект по развитию и модернизации Сыктывкарского ЛПК оценивается в 500 миллионов евро.

    - Нам хватило мужества, чтобы строить свои предприятия в Восточной Европе. Мы начали в Польше, а потом в России, - заметил директор европейского отделения "Монди". - Ежегодно собираемся инвестировать 50 миллионов евро в инвестпроекты.

    Цифры ласкали слух.

    - Таких инвесторов нам в России необходимо иметь побольше, - удовлетворенно сказал Зубков.

    Премьер заехал в лес лишь на час, но успел сказать многое.

    - Вам крупно повезло: вы ведете бизнес в самой стабильной стране на фоне мирового кризиса, со стабильной политической системой и стабильными налогами, - не удержался Зубков. - Поэтому ваш бизнес идет по восходящей: хорошее предприятие и лесовосстановление.

    Австрийцы многозначительно молчали. Хотя если бы директор европейского отделения знал не только два слова по-русски - "на здоровье" и "нет", - может быть, сказал бы премьеру многое и о налоговых льготах в рамках действующего законодательства напомнил бы сам. Правда, в рамках действующего законодательства налоговых льгот просто нет, кроме региональных налоговых льгот, которые могут предоставляться на усмотрение местной власти.

    Впрочем, лесоэкспортеры не первый раз просят премьера о льготах и преференциях, объясняя их необходимость дороговизной кредитов под 9-10 процентов годовых на поставку оборудования. В качестве первоначальных мер правительству предлагали дотировать процентную ставку и предоставить льготы в аренде лесных участков. Премьер обещал подумать. А уходя, расписался на пачке бумаги, выпущенной с конвейера. На память.

    Заместитель министра промышленности и энергетики Денис Мантуров поспешил предупредить претендентов на средства Инвестфонда: если заявка не будет подана в ближайшее время - в перечень инвестпроектов их проект может и не попасть. Но сыктывкарские лесопереработчики уже успели заявить о своих намерениях в местное министерство промышленности и энергетики. Теперь проект поступит в ведомство Виктора Христенко.

    - Надо быстрее рассматривать проекты, ставить их на поток, - поправил Мантурова Зубков.

    Даже в самолете премьер времени не терял: пока летел, он считал - чужие деньги. Задачка, на первый взгляд, была простая: 18 миллиардов рублей выручка ЛПК в год при объеме леса в 3 миллиона кубометров.

    - То есть продажа 1 кубометра переработанного леса дает 244 доллара, - рассуждал Зубков на глазах у изумленных лесопереработчиков. - А выручка с одного кубометра необработанного леса - 44 доллара. Колоссальная разница!

    Но решение оказалось не таким простым, как могло бы показаться на первый взгляд. Премьер не включил в 244 доллара затраты на инфраструктуру, электроэнергию и налоги, социальную ответственность бизнеса. Ведь недаром лесопереработчики просили освободить от уплаты ввозных таможенных пошлин на оборудование, необходимое для реализации проекта.

    Впрочем, просьб было гораздо больше. Среди них и государственная поддержка в предоставлении в аренду дополнительно 1,9 миллиона кубометров лесных участков, инвестиции в развитие и поддержание транспортной инфраструктуры - дороги, мосты, - включая поддержание судового хода по реке Вычегда.

    - Реки мельчают, за ними никто не смотрит, - пояснил генеральный директор "Монди" Андрей Дрибный.

    Теперь уже не только премьер, но и минпромэнерго обещало подумать. Ведомство Христенко и так торопится. К концу марта оно должно представить концепцию долгосрочного развития лесопереработки. Заявки на включение в перечень инвестпроектов уже поступили из 18 регионов на 490 миллиардов рублей. В перечень уже включены первые лесоперерабатывающие предприятия, с которыми будут заключены договора аренды леса без аукционов с 50-процентной льготной ставкой.

    - На следующем этапе мы поставим перед собой амбициозную цель - выход на мировой рынок, - как и Зубков, вселял оптимизм Денис Мантуров.

    Поделиться