Таких аншлагов не собрали бы ни побившие кассовые рекорды фильмы, ни "фабричные" артисты. Люди шли слушать лекции Льва Аннинского - профессора российского Института журналистики и литературного творчества. Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины стал первым вузом Беларуси, где известный литератор, критик и публицист выступал для студентов.
Вся минувшая неделя в университете прошла на "одном дыхании". Центром событий стал филологический факультет и его кафедра русской и мировой литературы. Заведующий кафедрой Иван Афанасьев и сам не скрывал волнения от встречи с кумиром своих студенческих лет, а тем более пятикурсники, которым выпали необыкновенно живые часы русской советской поэзии, а еще театра, литературы, кинематографа, истории.
- Понимаете, я сам на Аннинском учился, все его книги перечитал, - говорит И. Афанасьев. - Была давняя мечта пригласить профессора к нам на филфак. Получилось. Это такой подарок не только студентам - всем гомельчанам!
То, что завкафедрой не преувеличивал, видела своими глазами. Аудитория, где выступал Лев Александрович, ежедневно заполнялась "под завязку" - вузовскими преподавателями, школьными учителями, совсем еще юными ребятами. "Внимали" - очень подходило к происходившему. Профессор, правда, искренне смущался и "придыхания" всякий раз приземлял:
- Да не крупнейший я, не виднейший. Просто выговориться хочу. Вы не представляете, как интересно сейчас рассказывать студентам о советских временах. Они же не знают, что там было.
Аннинский интеллигентно рубил шашкой. Штурм Зимнего - великий миф. Театральное искусство, несмотря и вопреки, возрождается, ибо без этой "пробы состояния" славянину некомфортно. Телесериальный продукт, адресованный человеку в норе, губит кинематограф, а тот все равно потрясает: последнее великое - "Остров" Лунгина и "12" Михалкова. И литература - в России, Беларуси, Украине - развивается, по-своему, национально, потребительски отчасти, в метаниях между искусством творчества и дальновидными проектами, с извечной попыткой задаваться извечными вопросами: зачем нам это и в чем смысл?
Через абзац зал аплодировал. Казалось, разные полюса - отрыв в два поколения. А такое мощное ощущение единой волны. И уж совсем совпал Аннинский с Гомелем, когда вдруг заговорили о всемирной величине - психологе Льве Выготском, который здесь жил и работал. "Да это же из моей биографии", - сказал профессор. Оказалось, что он племянник "Моцарта психологии". Любимая тетушка по-домашнему рассказывала о Льве Выготском и его семье. У Аннинского получилась книга. А вот побывать на родине знаменитого предка раньше не выпадало.
- Хочу посмотреть дом, где жил, авось сохранился. Училище, где преподавал, если уцелело здание...
Зал отвечал хором: осталось, есть, работает. После, когда московский гость прикоснулся к биографическим "точкам", я спросила его о чувствах и впечатлениях:
- Кусок души в Гомеле оставил, - ответил профессор Аннинский.