31.01.2008 05:00
    Поделиться

    Суд над защитниками Бронзового солдата обсудят в Европарламенте

    Третий день допросов активистов "Ночного дозора" - движения, защищавшего памятник Воину-Освободителю в Таллине, завершился в суде эстонской столицы.

    Показания дает только второй из четверых обвиняемых в организации беспорядков, которые произошли в центре города в апреле после сноса Бронзового солдата.

    До конца судебных слушаний остается день. Вряд ли при таком темпе заседания прокуратура успеет допросить Дмитрия Линтера и Марка Сирыка. Если тем и удастся выступить, то весьма кратко. Эта поспешность может иметь для них негативные последствия. Ведь из стенограммы допроса видно, что прокурор придерживается в отношении подсудимых четкой тактики. Он ищет противоречия в показаниях активистов "Ночного дозора", стремясь выявить слабые места защиты.

    Прокурор ждет, когда обвиняемые не выдержат нажима и начнут валить ответственность друг на друга. Отсюда и повторяющиеся вопросы. Кто писал данное обращение с призывом вывести людей на улицы? Кто его подписывал? Кто присутствовал при написании данного обращения? Что вы имели в виду под фразой "массовая акция", "протест властям", "помощь тем, кто попал в полицию"? И так далее.

    Но пока стратегия прокурора не срабатывает. Активисты "Ночного дозора" продолжают держаться вместе, строго следуя своему принципу "Один за всех и все за одного".

    Пока что обвиняемые воодушевлены ходом судебного процесса. "В вопросах прокурора нет ничего такого, в чем можно обвинить человека в современном европейском обществе", - поделился впечатлениями после допроса с корреспондентом "РГ" Рева.

    Защита настроена бороться до конца. К тому же к ней на поддержку прибыли два евродепутата Татьяна Жданок от Латвии и Сара Вагенкнехт от Германии. Как стало известно "РГ", они собираются не только привлечь к этому делу внимание европейской прессы, но и обсудить его на сессии Европарламента.

    комментарии

    Марко Михкельсон,
    председатель парламента Эстонии по делам Европейского союза:

    - Этот судебный процесс является естественным событием, последовавшим после апрельских погромов в Таллине. Активистам "Ночного дозора" предъявлены серьезные обвинения в организации беспорядков. Те, кто называет этот процесс политическим, демонстрируют незнание или нежелание знать то, что происходило в эстонской столице во время переноса памятника.

    Андрус Саар,
    директор социологического центра "Саар Полл":

    - Когда закончится этот процесс, тогда можно будет сказать, был ли он политическим или неполитическим. Такую оценку возможно будет дать на основе того, какие вопросы задавались обвиняемым, были ли нарушены их права. Также необходимо будет проанализировать, на каких фактах будет основан приговор. Пока можно сказать, что роль "Ночного дозора" не является столь однозначной, как может показаться на первый взгляд. Эта организация на самом деле защищала не памятник, а идеологию и ценности, которые противоречили взглядам той части эстонского общества, где иначе оценивают итоги Второй мировой войны. Для обеих сторон Бронзовый солдат был символом русской идентификации. Русские хотели его сохранить, эстонцы - убрать с глаз долой, чтобы не видеть советской символики в центре города.

    Пеэтер Тульвисте,
    профессор, председатель эстонско-российской парламентской группы:

    - В этом деле есть две составляющие: политическая и уголовная. Политическая заключается в том, что на четырех человек пытаются повесить всю ответственность за произошедшие беспорядки. При этом все понимают, что толпа, устроившая погромы, действовала стихийно. Уголовная составляющая заключается в том, что активисты, призывающие людей выйти на улицы, должны были нести ответственность за действия толпы.

    Евгения Гаранжа,
    заместитель главного редактора еженедельника "День за днем":

    - Обвинения в адрес активистов "Ночного дозора" - смешные. Глупо обвинять людей в разжигании антиправительственных беспорядков на основании интервью и SMS-сообщений. Так же бессмысленно было бы посадить на скамью подсудимых чиновников и полицию, которые не предусмотрели угрозы беспорядков и не знали, как правильно управлять толпой.

    Поделиться