В условиях кадрового дефицита предприятия Прикамья прибегают к привлечению самых разнообразных трудовых резервов. Одним из вариантов решения проблемы стали заключенные колоний-поселений Пермского края.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в региональном управлении ГУФСИН сейчас в крае 17 таких колоний. По большей части все они расположены в четырех районах - Чердынском, Соликамском, Оханском и Гремячинском. Сегодня там отбывают заключение 3650 человек.
Так или иначе, часть этих людей уже трудоустроена. Традиционно они обслуживают нужды колоний, выращивают сельхозпродукцию или, к примеру, занимаются лесозаготовками. Однако учитывая то, что заключенных в крае очень много, собственной работы для всех не хватает, руководству колоний приходится искать для сидельцев случайный заработок на стороне. А в последнее время заключенных стали трудоустраивать и на предприятиях региона. По словам заместителя начальника краевого управления ГУФСИН Олега Симченкова, раньше эта работа велась "несистемно", когда, к примеру, начальнику колонии удавалось пристроить своих подопечных на какой-нибудь вид работ. Теперь после переговоров с рядом крупных предприятий удалось устроить уже около 300 человек.
Большая их часть, примерно 100 человек, получила работу на Пермском отделении Свердловской железной дороги. С декабря прошлого года заключенные занимаются уборкой железнодорожных путей от снега, расчисткой их от кустарников и прочей растительности. Пока речь идет только лишь о предоставлении неквалифицированной рабочей силы. Но условия соглашения подразумевают, что в дальнейшем ГУФСИН будет поставлять и квалифицированные кадры, нужные железной дороге, среди них электромеханики и слесаря - после освобождения заключенный, прошедший специальное обучение, имеет шанс остаться на той же работе.
После железных дорог вторая по численности партия заключенных - около 50 человек - начала работать на Чусовском металлургическом заводе. Все они также пока занимаются неквалифицированным трудом. Но и в этом случае предусмотрено дальнейшее обучение по тем специальностям, которые необходимы заводу.
На днях в Гремячинске будет подписано соглашение с Ассоциацией шпало-производителей России. Заключенных ждут уборка снега на погрузочной площадке, сортировка пиломатериалов, их погрузка и отгрузка. И там предусматривается устройство на постоянную работу после отбытия наказания.
Сейчас в резерве ГУФСИН есть еще около тысячи человек, которых можно устроить на постоянную работу. Несмотря на то, что за такой труд они получают 5-6 тысяч рублей, работа среди заключенных пользуется большим спросом. Помимо того, что они получают "живые" деньги, для некоторых, к примеру, водителей, отбывающих наказание за ДТП со смертельным исходом, это еще и возможность выплатить компенсации по искам.
Благодаря такому механизму, и предприятия, и ГУФСИН добивается своего. На производстве хотя бы отчасти, но ликвидируется дефицит кадров, особенно неквалифицированной рабочей силы. А в управлении ГУФСИН корреспонденту "РГ" заявили, что таким образом решают проблему социальной адаптации заключенных. Как отметил Олег Симченков, сейчас большое количество осужденных в поселениях попросту "болтается", а, благодаря трудоустройству они смогут даже помогать своим семьям.
- Заключенный после освобождения уже имеет рабочее место и зарплату. Стимулов воровать и грабить не будет, а значит, и "возможности" вернуться обратно. Конечно, получится это не у всех, но мы надеемся на такую систему, - заявил Олег Симченков.
В ГУФСИНе отмечают, что проблем с трудовой дисциплиной у заключенных на предприятиях нет. Они работают без конвоя, но в сопровождении офицера. К тому же за любой проступок мера пресечения может быть изменена, и незадачливый работник из поселения отправится обратно в колонию. "Если осужденный трудоустроен, будет меньше нехороших мыслей. Это осознают и в руководстве предприятий, поэтому никакого предвзятого отношения к заключенным нет", - резюмируют в управлении.
Юрий Белоусов, научный руководитель центра прикладной экономики:
- Нехватка рабочей силы сейчас есть на очень многих предприятиях и практически во всех отраслях производства. При этом, что особенно актуально для районов, там есть большое количество безработных, которые вообще не хотят заниматься никакой деятельностью. Для них нет никаких стимулов трудоустройства, и зарплата не аргумент. Таких людей не привлечь неквалифицированной работой. А заключенные - это все-таки люди с определенной дисциплиной. Они точно будут работать, поскольку есть стимулы.
Сергей Исаев, директор Пермского регионального правозащитного центра:
- Если система, предлагаемая ГУФСИНом, заработает, то это будет отлично. Для заключенного появится стимул заработать. Средства к существованию необходимы, и отношение к труду у них будет совершенно иное. Надо учитывать, что сейчас в исправительных учреждениях - хроническая безработица. Другое дело, что есть много нюансов. Как, например, обеспечить безопасность производства, на котором они работают? Осужденным в любом случае придется трудиться вместе с обычными наемными работниками, и еще непонятно, какие между ними будут отношения. К тому же сами работодатели порой с очень большим подозрением смотрят на тех, кто отбывал и отбывает в данный момент наказание.