31.01.2008 04:30
Поделиться

Жители Свердловской области стали чаще жаловаться на качество медпомощи

Сегодня лишь один процент конфликтов, возникающих между медиками Среднего Урала и теми, кого они лечат, разбирается в судах. Остальные 99 процентов разрешаются в досудебном порядке. Хотя далеко не всегда ко взаимному удовольствию.

Из 80 тысяч жалоб, поступивших за прошлый год от жителей Свердловской области в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС), только 20 стали предметом судебных разбирательств. Пострадавшим пациентам удалось возместить всего 160 тысяч рублей.

Активность находящихся на лечении уральцев, по оценке врачей и представителей страховых компаний, в последние годы заметно выросла. Все чаще они обращаются "куда следует", чтобы отстоять свои права. Однако доказать, что врач был не прав, очень сложно. И практически невозможно больному добиться возмещения морального ущерба.

- Мы понимаем, что 160 тысяч для Свердловской области за год - это капля в море. Но доказать в суде причинно-следственную связь между действиями врача и возникающими у больного осложнениями крайне сложно. Тем более невозможно документально зафиксировать свои переживания, - говорит заместитель исполнительного директора ТФОМС по медицинским вопросам Галина Тюленева. - Суммы исков граждане часто тоже берут "с потолка". Естественно, указывают расходы на лечение, на исправление врачебной ошибки. К примеру, человеку кажется, что понесенный им моральный ущерб оценивается в 500 тысяч рублей - это и лекарства, и переживания родных и близких. Но в нашем отечестве такую компенсацию за моральный ущерб не получить. Дай бог, вам возместят пять тысяч.

Особенно много конфликтов в стоматологии. Причин тому несколько. Во-первых, к зубным врачам часто обращаются, во-вторых, очень развита структура частных клиник. Ежегодно в регионе до суда доходят девять-двенадцать дел. Но, несмотря на многочисленность жалоб, за последнее время в Свердловской области стоматологи не проиграли ни одной судебной тяжбы. Бывает, что в досудебном порядке клиника соглашается компенсировать какие-то суммы, но далеко не те, которые требует пациент.

- Дело в том, что если конфликт дошел до суда, то проводится независимая медицинская экспертиза, которая определяет, виноват ли врач, - говорит главный стоматолог Свердловской области Марина Харитонова. - И чаще всего оказывается, что осложнения вызваны несоблюдением предписаний медиков.

Вряд ли стоит объяснять, что непростые отношения врачей и их пациентов привлекают повышенное внимание страховщиков. Если есть риск, его можно застраховать. Страховые компании широко предлагают свои услуги - только плати. Обещают следить за качеством лечения, готовы помочь при оформлении документов для судебного разбирательства. За деньги застраховаться можно даже от укуса клеща. Стоит это 200 рублей. Компания обязуется оплатить извлечение насекомого, весь комплекс прививок. А в случае заражения - все лечебные процедуры. И даже возместить потерю заработка работающим.

- А вообще, палитра дополнительного медицинского страхования очень широка: программы по родам, подготовке ребенка к школе, для кардиобольных и прочее, - говорит советник генерального директора одной из страховых компаний Светлана Яковлева.

Тем не менее, программа ДМС развивается пока только за счет страхования юридических лиц. Крупные корпорации, заключают договоры на миллионы рублей, чтобы привлечь и удержать сотрудников. А отдельные граждане дополнительно застраховаться пока не спешат. По данным специалистов ТФОМС, таких всего шесть-семь процентов от численности населения области. В основном это жители крупных городов, где есть возможность стабильного заработка, а медицинская помощь на должном уровне.

- Проблема и в нежелании людей тратить дополнительные средства, и в том, что пока страховые компании недостаточно рекламируют подобные программы, - отмечает Галина Тюленева. - Вместе с тем важно внушить населению и страховщикам, что полис обязательного медицинского страхования (ОМС) тоже должен помогать в конфликтных ситуациях.

По мнению специалистов, пока страховые компании чаще всего выдают полис ОМС без осознания того, что за документом стоят обязательства по защите пациента. Поэтому пациентам самим надо требовать от своей компании помощи в решении личных проблем. В страховой компании должен быть юрист, который в случае конфликта обязан помочь ее клиенту отстаивать свои интересы в суде.

Наша справка

За 2007 год специалисты ТФОМС рассмотрели 80 тысяч жалоб. На первом месте - жалобы на систему дополнительного лекарственного обеспечения (90 процентов), на втором (более трех тысяч обращений) - на денежные поборы с пациентов, на третьем (свыше двух тысяч) - на некачественное лечение. Две трети от общего количества жалоб оказались обоснованными.