31.01.2008 01:23
    Поделиться

    Набережные Челны превратились в российский центр каретных дел

    "Карета подана!" - это довольно привычное выражение для аристократов XVIII-XIX веков можно услышать на улицах Набережных Челнов и сегодня.

    Шесть лет назад на проспекты автограда выехал первый фаэтон с громким названием "Виктория". Едва он покинул гараж, как экипаж подрезала иномарка, из которой выбежал обалдевший водитель: "Да я по всей стране карету ищу, а она у меня тут под носом разъезжает!".

    С тех пор и повелось: не успеют мастера (в прошлом лесник Эдуард Сахбиев и автогонщик Мунавир Салихов) построить сказочный экипаж, как тут же для него находится хозяин. А сами авторы, как тот знаменитый сапожник, остаются ни с чем. "Голубая мечта каждого - сделать себе по экипажу", - смеются мастера. А если серьезно, то не думали они, когда рискнули воплотить в жизнь сказку, что у них все получится. "Мы четыре года размышляли: стоит ли начинать? - рассказывает Мунавир Салихов. - Сидели все это время в библиотеках, искали хоть малейший намек на то, как и из каких материалов делали в старину кареты. Но все безрезультатно. Съездили в Польшу, знаменитую своими экипажами, но кареты поляков нам не понравились. Это были очень громоздкие конст­рукции. Может быть, хорошо, что мы тогда так ничего и не нашли: нам не пришлось копировать чужие экипажи, мы стали делать их по собственным чертежам".

    Сложнее всего, говорят мастера, было уловить форму экипажа и подобрать материалы. Методом проб и ошибок нашли свой рецепт. За основу взяли способ строительства современных домов. Сначала сделали каркас, а затем стали на него наращивать детали. Это позволило облегчить конструкцию и трансформировать карету по усмотрению заказчиков.

    Неудивительно, что экипаж челнинцев понадобился постановщикам "Турецкого гамбита".  "По сценарию карета должна была взлететь на воздух, - вспоминает Эдуард Сахбиев. - Нам детально описали, какие части экипажа должны были разлететься. Мы посмеялись и сказали, что наше детище просто так не уничтожишь. Никакой взрывчатки не хватит, чтобы разворотить прочный каркас. В итоге карета участвовала лишь в презентации фильма. А вот в "Сергее Есенине" герои сериала разъезжали именно в нашем экипаже".

    И все же самая знаменитая из всех творений - карета "Золушка". Ее чаще всего заказывают клиенты для своих возлюбленных. Как и в сказке, форма экипажа напоминает большую тыкву. Но это только фее было достаточно прикоснуться к овощу волшебной палочкой, и тот превращался в резную позолоченную карету, нашим же мастерам пришлось изрядно потрудиться. Несмотря на свою внешнюю компактность, внутри карета очень просторная и рассчитана не только на Золушку, но и на компанию ее друзей. "По грунтовой дороге она идет как по маслу, - шутит Эдуард Сахбиев. - На кочках карета покачивается, и у пассажиров складывается впечатление, будто они плывут по волнам. На городских дорогах, конечно, не так комфортно: эти экипажи не были предназначены для асфальтовых джунглей. Но если человек желает совершить путешествие в прошлое, он должен принять и все неудобства".

    …Увидев один раз "Золушку", вряд ли кому-то захочется покинуть ее салон. Сидя внутри, начинаешь верить в чудеса. Жаль, что сказка рано или поздно заканчивается…

    Поделиться