В Ивановской области из-за реформирования медпунктов на селе пострадали и больные, и медики

Сегодня у сельской медицины есть две беды: трудности с получением лицензий для медучреждений и идущая со скрипом реорганизация фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Чем обернулись эти проблемы для населения и для медперсонала, выяснили корреспонденты "РГ".

Иваново

О проблемах сельской медицины в Ивановской области "Российская газета" рассказала в номере за 10 января. Так, в селе Мыт Верхнеландеховского района еще в октябре ввели в эксплуатацию офис врача общей практики, закрыв в расчете на него фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) в деревнях. Однако в работу его так и не сумели запустить.

Хотя в том, что офис заработает, уверял корреспондента "РГ" глава районной администрации Николай Жуков.

Увы, этот шикарно отделанный офис о восьми кабинетах продолжает работать в режиме ФАПа. А судя по разговору с его заведующей Татьяной Устиновой, он и не станет полноценным офисом по крайней мере до мая - тогда выходит из декрета лаборант. А без возможности здесь же, на месте, делать анализы и снимать кардиограммы все эти расходы в два миллиона рублей (во столько обошлось строительство офиса) не имеют смысла.

Да, сдержали власти слово по выделению Мытскому офису собственной машины "скорой помощи". Но вместо новой с двумя ведущими мостами, как обещал Николай Жуков, прислали старье, которое без основательного ремонта ездить не будет. Татьяна Федоровна всерьез настроена вообще от такого "подарка" отказаться - по тамошним дорогам и новая-то машина повышенной проходимости редко где пройдет.

Кстати, новоназначенный врач общей практики Устинова поведала о том, чего ей стоило это назначение: ее направили в прошлом году на семимесячные курсы в Иваново, а оплатить командировочные расходы за весь этот срок и даже зарплату участкового врача в полном объеме забыли... В эту зарплату, как известно, должна входить и так называемая президентская ежемесячная надбавка в 10 тысяч рублей. Однако, как заявляет главврач Верхнеландеховской ЦРБ Михаил Жданов (Мытский офис тоже в его подчинении), на выплату этих надбавок командированным для повышения квалификации сотрудникам у него денег нет, как и на оплату им командировочных расходов.

Общая сумма долга больницы перед врачом составила аж 76,6 тысячи рублей. Когда об этом узнали в прокуратуре Верхнеландеховского района, подали исковое заявление в суд. И тот, разумеется, постановил в полном объеме задолженность выплатить. Однако все, что удалось Устиновой получить через кассу ЦРБ, - три тысячи рублей командировочных расходов. Татьяна Федоровна не поленилась съездить в соседний райцентр Пестяки, где находится объединенная служба судебных приставов. Лично вручила им копию судебного приказа для возбуждения исполнительного производства. Но в то, что все эти 73 тысячи долга получит, сама же верит слабо - не из своего же в самом деле кармана возьмет эти деньги главврач ЦРБ. А судиться за них тут приходится даже медикам областного центра. Правда, ни у кого еще сумма долга не доходила до такой огромной цифры, как у врача общей практики из Мыта.

Пока там офис бездействует, Татьяна Устинова, понятно, без работы не сидит - обслуживает терапевтические участки и в родном Мыту, и в райцентре, каждый день мотаясь за 20 километров. Да еще имеет нагрузку в стационаре ЦРБ.

А для корреспондента "РГ" нашлась у нее и добрая мытская новость. Из тех двух фельдшериц, что раньше обслуживали жителей дальних деревень, на биржу труда в итоге отправилась лишь одна - Алевтина Блинникова. Для Натальи Железцовой все же нашлась вакансия в Мытском доме престарелых. А вот ее бывшие пациенты по Криковскому ФАПу, особенно старики, теперь действительно остаются вообще без медобслуживания - никакая "скорая помощь" туда через грязь и сугробы не пробьется.

Ярославль

В Ярославле медобслуживание на селе тоже переживает кризис: более половины всех фельдшерско-акушерских пунктов области остаются без лицензии.

К новому году лицензии на медицинскую деятельность смогли получить лишь 147 из 364 фельдшерско-акушерских пунктов региона, еще четыре ФАПа в течение прошлого года и вовсе были закрыты из-за отсутствия врачей. Причины столь массового нелегального положения сельских лечебниц - в невыполнении санитарных норм или же в отсутствии правоустанавливающих документов на пользование помещениями.

- Многие фельдшерско-акушерские пункты создавались полвека тому назад, когда и требования были другие, - прокомментировала корреспонденту "РГ" сложившуюся ситуацию руководитель управления Росздравнадзора по Ярославской области Татьяна Замиралова, в чье ведомство и были переданы в прошлом году полномочия по лицензированию ФАПов. - В итоге от бывших колхозов и совхозов ничего не осталось, в том числе и документов на используемые помещения. Здания, пережив не один десяток лет, находятся подчас в удручающем состоянии: они не отвечают даже самым элементарным санитарным нормам. Ну о чем может идти речь, если во многих ФАПа­х руки негде вымыть! Когда все эти вопросы легли на плечи муниципальных образований, то оказались непосильным бременем для местных бюджетов.

По словам Татьяны Замираловой, нельзя говорить, что ситуация так и осталась без изменений. Во-первых, областная целевая программа по организации первичной медицинской помощи позволила отремонтировать и реконструировать многие сельские амбулатории, а во-вторых, главврачи районных больниц проделали большую работу по розыску или восстановлению утраченных документов на право пользования помещениями. Сейчас документы по сельским лечебницам активно готовятся к лицензированию. А местные власти, прокуратура и Росздравнадзор держат ситуацию на постоянном контроле. Кстати, в этом году наделять ФАПы правом на осуществление медицинской деятельности будет уже областной департамент здравоохранения, к которому полномочия по лицензированию возвращены.

Официально при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность учреждений невозможны работа в системе обязательного медицинского страхования, выдача региональным отделением Фонда социального страхования РФ бланков листков нетрудоспособности и выплаты по ним. Все это уже в ближайшем будущем может ударить по не имеющим лицензии ФАПам и другим медучреждениям. Однако, как заверили корреспондента "РГ" в Росздравнадзоре, сельское население региона без медицинской помощи не останется.

Кстати

По-прежнему в Ярославской области остаются на нелегальном положении и все медицинские школьные кабинеты. Они прежде всего не соответствуют тем требованиям, которые предъявляют новые санитарные правила, - по площади, оборудованию, наличию санузла, квалификации персонала и многим другим нормам. Усугубил дело и тот факт, что долгое время было непонятно, кто должен заниматься лицензированием - школа или лечебно-профилактическое учреждение. Сейчас обязанности все же поделили: лицензию должны получать врачи, однако образовательные учреждения должны подготовить кабинеты, соответствующие всем санитарным требованиям. В прошлом году в двух десятках школ области была проведена реконструкция медицинских блоков с оборудованием новых процедурных кабинетов или же увеличением площади уже существующих. В 10 школах сделан капитальный ремонт врачебных кабинетов. Но этого оказалось явно недостаточно.