Восстановленный на армейской службе и назначенный руководить боевой подготовкой Вооруженных сил генерал Владимир Шаманов вчера приоткрыл секретные планы военного командования России.
Главная новость связана с перестроением сухопутной группировки в Калининградском особом районе. После размещения у наших границ элементов стратегической противоракетной обороны США этот регион окажется на переднем крае национальной системы ПРО. А значит, надо заранее подумать над усилением дислоцированных в анклаве частей и соединений. Как это лучше сделать, сейчас обдумывают министр обороны Анатолий Сердюков, специально летавший в Калининград в конце прошлого года, и начальник Генштаба Юрий Балуевский. Объявленный Россией мораторий на выполнение Договора об обычных вооружениях в Европе развязал нам руки. Теперь любая передислокация подразделений и неядерного оружия на западных территориях России не противоречит международным обязательствам, и можно смело двигать войска на запад.
- Сегодня Генштаб с участием Главного управления боевой подготовки рассматривает и решает, каким образом мы построим группировку сил и средств в Калининградском особом районе для гарантированной защиты российских интересов, - сказал генерал.
В подробности будущей операции он, впрочем, не вдавался. Ее детали военные хранят как зеницу ока, но кое-какая информация все равно просачивается через крепкие штабные двери. В частности, речь может идти о постановке на боевое дежурство в анклаве новейшего оперативно-тактического комплекса "Искандер". Он способен взаимодействовать с космическими средствами разведки, беспилотными летательными аппаратами, а значит, работать по целям в реальном масштабе времени. Дальность стрельбы - от 50 до 280 км. На пусковой установке находятся две ракеты, каждая с высокой точностью доставляет к цели кассетную боевую часть массой 480 кг. А уникальная система наведения и управления ракетой на всей траектории полета гарантирует исключительную точность попадания. Кроме того, "Искандер" имеет мощный комплекс средств преодоления противоракетной обороны, что делает его практически неуязвимым для обычных средств поражения.
Появление в нашей армии такого оружия Владимир Шаманов связывает с устойчивым финансированием гособоронзаказа. Вообще на военных в последнее время стараются не экономить. Например, совокупные затраты на все виды подготовки Вооруженных сил в прошлом году составили около 200 миллиардов рублей. В нынешнем году, по словам генерала, они впервые превысят 230 миллиардов. Но самое главное - боевая учеба постепенно переходит в плоскость повышенной технологичности. Говоря проще, командир получает возможность учить солдата стрелять, водить боевую машину, работать на радиостанциях и комплексах вооружения еще до выхода в поле - с помощью современных электронных тренажеров. В США и Германии такой вид подготовки занимает 20 процентов учебного времени. У нас - гораздо меньше, но Шаманов обещает сравнять показатели с западными где-то через семь-восемь лет.
Но прежде минобороны перейдет на новый курс стрельб, физической подготовки и вождения боевых машин. Эти документы разрабатывают в военном ведомстве с учетом опыта, приобретенного нашей армией в Афганистане, Чечне и других "горячих точках".