Вчера председатель правительства Виктор Зубков подписал постановление, которое позволяет исполнительным органам субъектов Федерации заключать соглашения с производителями продовольствия и торговыми организациями о снижении и поддержании цен на продукты первой необходимости вплоть до 30 апреля.
По сути, речь идет лишь об изменении сроков - 10 ноября прошлого года правительство уже дало региональным властям право договариваться с бизнесом о ценах на еду. Осенью во время резкого подорожания продуктов руководители областей и республик получили от федерального центра этот инструмент для торможения "продовольственной инфляции". Но только до 31 января.
Своеобразным образцом для регионов должно было послужить соглашение о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых продуктов, которое заключили на федеральном уровне крупнейшие отечественные производители продовольствия и всероссийские торговые сети. Оно тоже действовало до 31 января. И также было продлено вчера его участниками до 1 мая.
Осенью агробизнес обязался зафиксировать отпускные цены на отдельные виды и сорта пшеничного и ржаного хлеба, молока не менее 1,5 процента жирности, кефира не менее 1 процента жирности, подсолнечного масла и яйца на уровне, сложившемся 15 октября. А торговцы - не устанавливать на него наценку выше 10 процентов.
Это не означает, что цены сдерживаются на весь однопроцентный кефир или, например, на все подсолнечное масло. Речь идет лишь об отдельных видах и сортах товара, популярных у самых небогатых покупателей.
Сейчас список товаров решили не менять, а вот отпускные цены поднимутся до уровня 28 января. По идее, "зафиксированные" товары дорожать не должны были. Однако далеко не все производители в регионах присоединились к соглашению. Так что средние цены на продовольствие в ноябре, декабре и январе все же росли.
Руководитель Росстата Владимир Соколин на днях заявил, что инфляция в январе составила 2,3-2,4 процента. Это значительно выше, чем ранее прогнозировало минэкономразвития. Владимир Соколин возложил ответственность за это "достижение" на продукты питания, оговорившись, что в нашей стране он вызван мировым подорожанием продовольствия.
Впрочем, январскую инфляцию разгонял и рост тарифов на услуги ЖКХ, а также на газ и электроэнергию. В Союзе предприятий молочной отрасли подсчитали, что электричество в разных регионах поднялось в цене на 5-15 процентов. Газ "вырос" на пятую часть цены. А бензин, по официальным данным, лишь за одну неделю с 14 по 21 января подорожал на 0,3 процента. Из-за всего этого себестоимость аграрного производства не стояла на месте. Поэтому участники соглашения пришли к выводу, что держать октябрьские цены дальше невозможно.
Но, хоть и с некоторыми оговорками, бизнесмены все же продемонстрировали готовность в этом исключительном случае взять на себя функции государства - проявить заботу о малообеспеченных слоях населения. При этом они рассчитывают на взаимность со стороны правительства.
Владельцы крупных сетей явно добиваются, чтобы их перестали обвинять в дороговизне еды на высоком правительственном уровне и во всех смертных грехах - на обывательском.
Производители растительного масла мечтают, что вывозная пошлина на семечки - сырье для их предприятий - будет повышена. В этом году урожай подсолнечника у нас в стране сравнительно низкий, а мировые цены высокие, экспортировать масличные выгодно. Так что есть риск остаться без своего масла. При этом производители семечки против пошлины.
Птицеводы надеются, что правительство сможет убедить королей газа и электричества в том, что нехорошо брать с предприятий АПК предоплату, а потом еще и штрафовать и за перерасход энергии, и за недобор. Впрочем, генеральный директор Росптицесоюза Галина Бобылева заявляет о полной поддержке соглашения. Рынок насыщен яйцом отечественного производства, и средние отпускные цены в январе, по ее данным, даже несколько снизились по сравнению с ноябрьскими. Галина Бобылева полагает, что серьезные предприятия, чтобы не потерять потребителей, вполне способны зафиксировать цены на часть товара. При условии, конечно, что торговцы перестанут накручивать на него по 40 процентов стоимости. Генеральный директор Росптицесоюза вообще уверена, что борьбу за доступность продовольствия для небогатого населения надо начинать все же со снижения торговых наценок.
Представители торговых предприятий придерживаются, естественно, противоположного мнения. А проект закона о регулировании розничной торговли, который мог бы поставить точку в этом споре, еще только разрабатывают. И будет ли он принят в этом году, неизвестно.
Соглашение о стабилизации цен не решит проблемы в принципе, но может немного смягчить ее. Эксперты, как один, предрекают в этом году дальнейшее подорожание еды на всей планете. Поскольку четверть молочных продуктов, 40 процентов мяса и половину сахара наша страна закупает за рубежом, соответствующие рынки в России зависят от мировой конъюнктуры. Зерно и растительное масло наша страна частично экспортирует, и, когда за рубежом растет спрос, этот товар дорожает и у нас.
Впрочем, в феврале ураганного роста на продовольствие эксперты не ожидают. Конечно, цены могут слегка подпрыгнуть в результате изменения условий соглашения производителей и продавцов продовольствия. Однако тарифы не будут меняться. И водка уже "подпрыгнула" так, как надо было бизнесу в связи с плановым повышением акциза. С другой стороны, еще действуют временные пошлины, введенные правительством. Они открывают дорогу импортным товарам, которых у нас не хватает. Практически остановлен экспорт российского зерна. Так что дефицита пока не предвидится. Индийские чай и кофе, попавшие было под запрет Россельхознадзора, пропускать в страну все же будут. И хотя цены на эти напитки поползут вверх, разового скачка, видимо, не случится.
А там, с 10 марта, и Великий пост начинается. В последние годы в нашей стране в это время снижается спрос на мясо, яйца и молочную продукцию. А потом уже недалеко до первой зелени, сезона большого молока и нового урожая зерновых. Если погода не навредит, он, по мнению экспертов, может быть даже больше прошлогоднего - озимых посеяли на 2 миллиона гектаров больше.