01.02.2008 04:00
    Поделиться

    Кандидат в президенты США Джон Маккейн любит снимать "стружку" с подрядчиков и считает себя "древнее грязи"

    После того как экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани отказался от дальнейшей борьбы за пост президента США и поддержал другого кандидата - Джона Маккейна, круг реальных претендентов от Республиканской партии на Белый дом фактически сузился до двух человек.

    Теперь, по мнению специалистов, исход схватки определится в единоборстве между Маккейном и бывшим губернатором Массачусетса, мультимиллионером Миттом Ромни.

    Причем по количеству выигранных праймериз Маккейн лидирует. Но вот способен ли он стать единым республиканским кандидатом в президенты США? Ответ внешне противоречив. Математически, т.е. практически, успех Маккейна вполне возможен. Стоит ему заручиться поддержкой достаточного числа делегатов партийного съезда, который состоится в начале сентября в Миннесоте, и он станет недосягаемым для соперников. Произойти это может уже в "супер вторник", 5 февраля, когда республиканцы будут голосовать в 21 штате. "На кону" в этот день будут находиться свыше тысячи делегатских мандатов, а всего для победы на съезде кандидату необходимо набрать 1191 голос.

    Идеологически, т.е. теоретически, Маккейн выиграть не должен. К нему резко негативно относится значительная часть республиканской партийной верхушки, ведущих консервативных идеологов и религиозных лидеров правого крыла. Принято считать, что именно они традиционно определяют исход внутрипартийной схватки.

    Противоречие между теорией и практикой - кажущееся. Влияние элиты, разумеется, велико, но официального лидера партии - ее кандидата в президенты - в США избирает не какой-нибудь "центральный комитет", а вся партийная масса. Для нее, как показала Флорида, Маккейн приемлем. Важно иметь в виду, что в "Солнечном штате" в отличие от предыдущих раундов внутрипартийной схватки к голосованию допускались только зарегистрированные республиканцы. Прежние успехи сенатора нередко списывались на его популярность среди независимых избирателей, не имеющих четкой партийной принадлежности.

    Между прочим, сейчас самое время вспомнить и слова президента страны Джорджа Буша, который прошлой осенью, в самые тяжелые для Маккейна дни предвыборной кампании, советовал не сбрасывать его раньше времени со счетов.

    Кстати, провал "забега" теперь уже бывшего республиканского фаворита Джулиани выглядит вполне закономерным. У президентской гонки в США есть свои неписанные, но незыблемые законы, которым все подчиняются. Джулиани же захотел быть "умнее всех", провозгласил собственную стратегию - и поплатился за свою гордыню.

    Помимо воображаемых у Маккейна есть и вполне реальные и очевидные слабости. Главная из них - возраст. 29 августа ему исполнится 72 года. И в случае победы на общенациональных выборах он станет самым старым избранным президентом США. Сам он пытается шутить на эту тему и любит повторять, что он "древнее грязи". Но опросы показывают, что для избирателей это дело не шуточное. Очень многие в стране говорят, что в любом случае не станут голосовать за человека столь преклонных лет.

    Сенатор серьезно уступает основным соперникам - реальным и потенциальным - по размерам предвыборного фонда. Во многом именно из-за этого ему в прошлом году предрекали скорый сход с дистанции. И хотя Флорида может ему помочь поправить дело - в конце концов, все любят ставить на победителя, - предыдущий крупный успех Маккейна в Нью-Гэмпшире не оправдал надежд его штаба на увеличение притока средств.

    Виноват в этом скорее всего фирменный политический стиль Маккейна. Он гордится репутацией сугубого индивидуалиста, доверяющего только собственным суждениям и готового ради принципа бросать вызов и своим, и чужим. Из-за этого он со многими испортил отношения. Так, будучи ключевым игроком в сенатском комитете по делам вооруженных сил, он вопреки всякой политической логике практически не имеет финансовой поддер жки от корпораций ВПК США, поскольку любит "снимать стружку" с подрядчиков Пентагона.

    К тому же, как заявил журналу "Тайм" один из "близких друзей" сенатора в Вашингтоне, "ошибка Джона заключается в том, что он переходит на личности".

    Полной непримиримостью выделяется Маккейн среди однопартийцев и в своем отношении к России. В этом смысле он также не стесняется "переходить на личности", нередко складывается впечатление, что речь идет о чем-то важном и лично для него самого. Пытаясь выяснить, так ли это, я отправился недавно на встречу с внешнеполитическими советниками кандидатов в президенты. Штаб Маккейна на ней представлял бывший помощник Рональда Рейгана по национальной безопасности Роберт Макфарлейн. Достаточно было выслушать его выступление - пусть и посвященное не России, а Афганистану, - и дополнительных вопросов можно было не задавать.

    Между тем

    В данном случае эмоциональная окраска "личного" отношения к теме была, очевидно, скорее поколенческой, возрастной. Вот и Маккейн вольно или невольно своим обликом и многими взглядами символизирует возвращение во вчерашний день. Хотят ли американцы туда вернуться - большой вопрос. И в этом, наверное, сейчас одна из главных проблем для сенатора из Аризоны.

    Поделиться