01.02.2008 04:57
    Поделиться

    В Ростовской области будет принята региональная программа по развитию конкуренции на продовольственных рынках

    В Ростовской области будет принята региональная программа по развитию конкуренции на продовольственных рынках. Ее инициатор и разработчик - областная администрация и управление антимонопольной службы по Ростовской области.

    Необходимость такой программы стала особенно ощутимой после того, как были проведены массовые проверки соблюдения антимонопольного законодательства в октябре-декабре прошлого года - по обоснованности повышения цен на продукты.

    Всем памятен суровый октябрь 2007-го, когда в магазинах в одночасье подорожали основные продукты питания. По итоговой информации Ростовстата, на потребительском рынке продовольственных товаров к концу 2007 года быстрее всего взлетели цены на те товары, которые в предыдущие несколько лет не отличались значительными колебаниями. Так, заметно дороже, чем годом ранее, стали обходиться пшеничная мука - на 40,4 процента, макаронные изделия - на 30,9, крупы и бобовые - на 22,9, хлеб и хлебобулочные изделия - на 17,4 процента. На 52,8 процента вырос уровень средних цен на подсолнечное масло, на 50,3 - на сыры, на 28,8 - на молоко и молочные продукты.

    Был предпринят ряд мер по стабилизации цен на рынке, заключены соглашения с несколькими производителями, а надзорные органы начали проверять, нет ли в этой ситуации сговора.

    - Мы проверили, как формируются цены у производителей, - рассказывает главный специалист-эксперт отдела

    изучения и контроля товарных рынков и рынков финансовых услуг антимонопольного управления Сергей Солянко. - В частности, анализу была подвергнута деятельность двух донских птицефабрик, на которых товарное яйцо оказалось наиболее "золотым". Однако никаких нарушений мы не нашли, цены формировались обоснованно.

    Та же ситуация сложилась и по молочной продукции, и по подсолнечному маслу: нарушений не было. Цены выросли не по вине и не по доброй воле производителя. По данным статистики, в области значительно уменьшилось поголовье крупного рогатого скота, что привело к большой нехватке молока. А неурожай из-за засухи привел к росту стоимости кормов. Как сообщили в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, недополучено значительное количество кормов, а те, что дошли до сел, подорожали в разы. Также из-за засухи область недобрала подсолнечника, что откликнулось ростом цен на растительное масло. Кроме того, Евросоюз отменил субсидии для производителей молочной продукции - а на полках ростовских магазинов 85 процентов сыров иностранного производства и 65 процентов масла из Европы.

    Помимо производителей, проверены также крупные розничные продавцы. Согласованных действий в преднамеренном росте цен, по словам Сергея Солянко, не выявлено.

    Чтобы предупредить подобную ситуацию с ростом цен, необходим регулярный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и выявление фактов, связанных с недобросовестной конкуренцией, - на рынках, при хранении зерна, переработке мяса и молока, - считают в Ростовском управлении ФАС. И выдвинули свои предложения для рассмотрения на федеральном уровне. Это ускорение принятия технических регламентов на продукты питания. В ситуации, когда отменены прежде действовавшие ГОСТы, трудно разобраться, что такое масло сливочное. Сейчас под этим названием может быть продукция не только из молока, но и из растительных жиров, а это суррогат. Если же в регламенте будет сказано, что масло сливочное делается из молока, то тот, кто будет делать его из растительного сырья, нарушит статью о недобросовестной конкуренции.

    Другое предложение касается возможности и целесообразности подготовки законодательной инициативы о внесении изменений в закон о развитии сельского хозяйства. В соответствии с работающим сегодня законом, правительство страны имеет право начинать интервенции или применять другие рычаги государственного регулирования цен на сельхозпродукцию только после того, как цены на нее уже повысятся.

    - Стоит обдумать вопрос о том, чтобы при определенном, достоверном прогнозе повышения цен, дать возможность начинать принимать эти меры заранее, чтобы сглаживать повышение цен; а не делать это, когда они уже повысились. Иначе снижается эффективность предпринимаемых действий, - говорит Сергей Солянко.

    Например, о том, что в Европе отменяют льготы для производителей молочной продукции, было известно заранее. Да и по летней засухе прошлого года легко было спрогнозировать неминуемое повышение цен.

    Поделиться