За вчерашние сутки в Приморье в дорожнотранспортных происшествиях пострадали 18 человек. Всего за сутки в крае произошло 80 ДТП, большая их часть - во Владивостоке.
Основная причина роста дорожнотранспортных происшествий в огромном количестве транспорта на малом количестве дорог краевого центра. Иными словами, городская инфраструктура не справляется с потоками машин. Чтобы навести на улицах хотя бы подобие порядка, необходимы новые развязки, светофоры, пешеходные переходы. Ничего этого нет и в ближайшем будущем не предвидится.
В краевой столице зарегистрировано 245 тысяч автомашин - без учета транспорта армии, флота и погранвойск. По действующим нормам штатная численность сотрудников дорожнопатрульной службы рассчитывается исходя из соотношения один инспектор на 265 машин. То есть в городе должно быть 930 инспекторов, тогда как в реальности только 360.
Пропускная способность дорог также не соответствует такому количеству машин, что увеличивает риск ДТП. Осложняет обстановку грузовой транспорт, который в силу своих габаритов не позволяет водителям легковых машин своевременно оценить обстановку на дороге. Фуры преимущественно идут в два морских порта, а те расположены так, что из пригорода доехать до них можно, только пройдя насквозь весь город. По мнению руководства ГАИ, давно уже пора запретить движение грузового транспорта в центре города в дневное время, как это принято в большинстве мегаполисов. Инициативе уже не один год, а воз и ныне там.
Сейчас же каждый день в городе происходит порядка десятка только официально зарегистрированных аварий, если же случается гололед - то их число может перевалить за сотню. С каждым годом все больше людей, пострадавших в авариях, причем половина из них - пешеходы.
- Значительная часть вины за травмы людей зачастую лежит не на водителях, а на самих пешеходах, - заметил заместитель начальника отдела ГИБДД Владивостока, подполковник милиции Александр Филиппенко, - шныряющих напрямую через дорогу, даже если рядом есть надземные или подземные пешеходные переходы. Для Владивостока наиболее поразительно подобное поведение в районе развязки на площади Баляева, где иные смельчаки отчаянно форсируют восьмиполосную (!) дорогу, надеясь на авось, и попадают под колеса. Аналогичная ситуация в районе Седанки и Ботанического сада - буквально под самыми переходами ежегодно гибнут пешеходы. Убедить людей соблюдать правила перехода очень непросто.
Существенно снизить травматизм на дорогах можно такими очевидными мерами, как нормальное освещение улиц, установка ограждений и новых светофоров. Но и до этого у мэрии руки не доходят. Стоит упомянуть "смертельный" переход в районе Садгорода, где за два года погибли четыре человека и значительно больше получили травмы различной тяжести. Трасса освещена только до остановки "Сахарный ключ", дальше же непроглядная темень. В 2006 году городской администрацией было принято постановление о строительстве надземного пешеходного перехода на этом опасном переходе, но все опять осталось только на бумаге. Да и в самом городе не эксплуатируется ряд давно построенных подземных переходов, у того же Покровского парка, например. Основные причины - нет освещения и не оборудованы стоки для воды.
- В целом за последние четыре года во Владивостоке почти ничего не было сделано, чтобы город стал безопаснее как для водителей, так и для пешеходов, - говорит Александр Филиппенко. - На разметку, дорожные знаки, светофоры в последние годы выделяется по 8-10 миллионов рублей в год. А в соседнем Хабаровске - 35-40 миллионов рублей, хотя население там не больше, чем у нас.
В результате во Владивостоке не хватает средств, чтобы установить хотя бы один новый светофор. Тогда как в Уссурийске, где денег в городском бюджете существенно меньше, чем в краевой столице, новые светофоры монтируются регулярно.
Еще в августе 2006 года в краевом центре была разработана программа повышения безопасности дорожного движения. В марте 2007 года она была одобрена и передана в правовой отдел городской администрации. В октябре из управления транспорта пришло сообщение, что проведен финансовоэкономический анализ и программы будут повторно направлены в думу. С тех пор - тишина. Мало того, что негде ездить - машины негде ставить. В городе работают более 300 автостоянок, но это лишь малая доля от необходимого числа - на официально действующие стоянки помещается только 15 процентов автомобилей.
- Мы неоднократно предлагали построить на свободных участках земли многоуровневые парковки, но сейчас почти все эти территории уже застроены торговыми центрами, - говорит Александр Филиппенко.
Впрочем, даже если городские власти отреагируют на призывы Госавтоинспекции, проблему стоянок это уже не решит, разве что несколько снизит ее остроту. При нынешнем количестве транспорта никакие проекты увеличения количества автостоянок не смогут существенно изменить ситуацию.
В связи с этим вызывают недоумение заявления о принудительной эвакуации машин с придомовых территорий, которым недавно пригрозило владивостокцам краевое управление МЧС в лице заместителя начальника Сергея Гонина. Чиновник сообщил, что в ближайшее время во Владивостоке приступит к работе оперативная группа по борьбе с незаконными ночными автопарковками - представители Госпожнадзора, милиции, городской администрации. Соответственно, автовладельцы, оставив машину на ночь под домом, утром могут обнаружить что она - на арестплощадке.
- От нас настойчиво требуют, чтобы мы навели порядок с парковками во дворах. Но что мы можем сделать? Человек приехал домой, поставил на ночь машину под окнами. При этом он не нарушает абсолютно никаких законов. Если машину эвакуировать, гражданин обратится в суд и выиграет дело, - пояснил Александр Филиппенко.
Поэтому ни владельцы незаконных автостоянок, ни сами автовладельцы угрозе не поверили. Это ж сколько надо эвакуаторов, чтобы вывезти все машины с придомовых территорий?!
Еще один путь к снижению аварийности - ужесточение наказаний за нарушения ПДД. Но и здесь появились проблемы. С начала года в кодексе об административных правонарушениях появились такие карательные меры, как административный арест. Но пока во Владивостоке никого не арестовывают, так как осужденных негде содержать. И сами нарушители, и судьи прекрасно знают об этом и приговаривают нарушителей к уплате штрафа. Хотя, если буквально трактовать закон, то кодекс не предусматривает замены наказания на штраф - такое смягчение наказания может быть сделано только для инвалидов первой группы, беременных женщин и дамводителей, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
- В основном присуждают штрафы, но есть и обратные прецеденты. В Первомайском районе судья дал обвиняемому трое суток административного ареста, заведомо зная, что выполнить это решение невозможно, - сообщил Александр Филиппенко. - И что нам делать? Не выполнять решение суда - наказуемо. Содержать осужденного в непредназначенных условиях - тоже наказуемо, но уже со стороны прокуратуры.
В тех муниципальных образованиях, где приемникираспределители в наличии, судьи начали активно применять новое наказание. В основном "закрывают" нарушителей на сроки менее пяти суток. По словам руководителя краевого ГАИ Юрия Оборина, административному аресту уже подвергались водители в Находке, Уссурийске, Арсеньеве, Артеме.
Станислав Скалыга, начальник управления транспорта администрации Владивостока:
- Большинство упреков горожан справедливо. Организация движения транспорта отчасти стихийна. Так, администрация города предпринимала попытку провести, например, исследование пассажиропотока по основным транспортным магистралям. Однако поскольку выделенных денег изначально было недостаточно, никто из исследователей не изъявил желания в нем участвовать.
Справка "РГ"
За 2007 года на территории Приморского края зарегистрировано 4846 дорожнотранспортных происшествий. 552 человека погибли и 6354 получили ранения различной степени тяжести.
Игорь Кравец. 237*163. Дорожный клубок. В потоке машин пешеходы уже почти не видны.