Вчера минэкономразвития дало старт конкурсу по созданию особых экономических зон портового типа. На сайте министерства опубликованы критерии к его участникам. Заявки будут приниматься до 1 апреля, а сами зоны начнут обустраивать в 2009 году.
Напомним, что по закону портовые ОЭЗ могут создаваться в морских, речных и воздушных портах. Для них будет проводиться один общий конкурс, но победителей выявят в шести номинациях, рассказал корреспонденту "РГ" замглавы Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Кирилл Янков. Заявки будут отдельно оцениваться по пяти морским бассейнам - Азово-Черноморскому, Арктическому, Балтийскому, Дальневосточному и Каспийскому - и по речным портам и аэропортам.
Такая формула выбрана, чтобы не создавать несколько конкурирующих между собой портовых зон в одном бассейне и не оставлять без них другие. Впрочем, возможно, правительство примет решение построить в каком-то бассейне две портовые зоны, не исключает Янков. В шестой номинации, по его мнению, тоже может оказаться несколько победителей. Но, скорее всего, не более трех.
Напомним, что в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ зоны портового типа могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований, а их площадь - доходить до 50 квадратных километров. Срок действия режима портовых ОЭЗ составляет 49 лет.
Но прежде желающим создать на своей территории портовую ОЭЗ надо будет пройти через строгий отбор. Оценивать будут уровень финансово-экономического состояния региона, основные технические характеристики портов, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию судов и периоду навигации. Учтут также обеспеченность территорий инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, предполагаемое количество резидентов, планируемые объемы инвестиций и количество новых рабочих мест. По каждому критерию будет выставляться оценка в баллах. Это чистая арифметика, и субъективный подход исключен, говорит Янков.
Замглавы минэкономразвития Кирилл Андросов ранее говорил, что ставка будет сделана в первую очередь на развитие новых территорий.
Но хорошим потенциалом обладают и действующие порты, располагающие свободными территориями, добавляет Янков. Он полагает, что интерес к вложениям в портовые ОЭЗ могут проявить как российские, так и зарубежные инвесторы. Цена "входного билета" для резидентов при создании и развитии инфраструктуры нового порта составляет 100 миллионов евро, новых аэропортовых терминалов - 50 миллионов евро. А вот вложиться в реконструкцию и развитие действующей инфраструктуры могут себе позволить не только гиганты рынка, но и средние фирмы - для них порог вхождения составляет 3 миллиона евро, напоминает Янков.
Государство при строительстве портовых ОЭЗ берет на себя расходы по созданию общепортовой инфраструктуры, частные инвесторы будут строить перегрузочные, терминальные комплексы, осваивать переработку рыбы и морепродуктов. Правда, в бюджете на 2008 год расходы на портовую инфраструктуру не заложены. Но скоро начнется подготовка бюджета на 2009 - 2011 годы, и цифры по 2009-му и 2010 годам будут корректироваться, поясняет собеседник "РГ".
По его словам, в 2008 году начнется проектирование, а строить объекты инфраструктуры начнут уже в конце 2009 года.