Новости

05.02.2008 00:00
Рубрика: Экономика

Найти и сбыть

Главную помеху конкуренции российские предприятия видят в слабости инфраструктуры рынка

Отслеживаемые в ходе мониторинга ИЭПП с 2000 года факторы, влияющие на конкуренцию, достаточно четко и устойчиво разделились на две группы. В первую группу (положительное влияние на конкуренцию) попали шесть факторов: степень удовлетворенности спроса и наличие избыточных мощностей, курс рубля, возможности ухода с рынков, договоренности о ценовой политике и разделе рынков сбыта, административная защищенность рынков, наличие потенциальных конкурентов. Во вторую группу (отрицательное влияние) попали три фактора: уровень концентрации производства, размер транспортных издержек, проблема поиска поставщиков и потребителей для нового производителя.

Основной помехой развитию конкуренции производители считают проблему поиска поставщиков и потребителей. Указанная причина имеет итоговое отрицательное влияние на конкуренцию во всех отраслях промышленности. Особенно велико конечное (то есть с учетом как позитивного, так и негативного воздействий) сдерживающее влияние этого фактора в металлургии, лесопромышленном комплексе, промышленности строительных материалов и машиностроении.

Достаточно существенным препятствием конкуренции предприятия в итоге (то есть как разницу между усиливающим и ослабляющим воздействием) считают высокие транспортные издержки. Самое сильное отрицательное влияние на конкуренцию транспортная составляющая издержек имеет в промышленности строительных материалов, черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отрасли.

Самое умеренное итоговое негативное влияние на уровень конкуренции оказывает степень концентрации производства. Хотя средний баланс влияния за все четыре опроса оказался отрицательным, но его абсолютное значение крайне невелико, а результаты двух опросов показали все-таки положительное, по мнению предприятий, влияние концентрации на уровень конкуренции.

Как показывают расчеты, включенные в мониторинг факторы оказывали не слишком значительное исходное усиливающее воздействие на уровень конкуренции. Минимальное значение среднего воздействия получено для фактора "сложность ухода с рынков (невозможность вернуть средства, вложенные в оборудование и площади)" и составляет 2,63, что соответствует примерно середине интервала между оценками "никак" и "незначительно".

Максимальная средняя оценка была получена для фактора "наличие предприятий, способных быстро вторгнуться на ваши рынки сбыта (то есть потенциальных конкурентов)" в 2007 году и составляет 3,96, или почти совпадает с уровнем влияния "умеренно". Средние (за все годы мониторинга) ранги находятся в интервале от 2,79 ("завышенный курс рубля") до 3,72 ("наличие предприятий, способных быстро вторгнуться на ваши рынки сбыта (то есть потенциальных конкурентов)").

Наличие потенциальных конкурентов, способных быстро вторгнуться на привлекательные рынки, возглавляет список факторов, оказывающих итоговое положительное влияние на конкуренцию в российской промышленности.

Отсутствие (или низкая эффективность) административной защищенности рынков сбыта оказалась в конечном счете на втором месте по силе позитивного влияния на уровень конкуренции. Этот фактор имеет итоговое положительное влияние на конкуренцию во всех отраслях. Можно предположить, что активная борьба с регионализацией рынков и традиционно российское пренебрежение законами сделали свое дело: производители получили единый национальный рынок сбыта, перемещение товаров по которому ограничивается больше транспортными издержками, а не административными барьерами.

Достаточно сильное позитивное влияние на уровень конкуренции в конечном счете оказывает незначительное количество или низкая эффективность договоренностей между производителями о ценовой политике и разделе рынков сбыта. Этот фактор является, наверное, самым деликатным в изучаемой проблеме.

Сложности ухода с рынков (вывода средств) с целью создания производств в более привлекательных секторах занимают в конечном счете четвертое место по силе положительного влияния на конкуренцию и лишь незначительно уступают предыдущему фактору. Однако это обстоятельство вряд ли стоит оценивать позитивно. Предприятия считают, что в сложившейся ситуации сложно ликвидировать неконкурентоспособное производство и вынуждены продолжать выпуск убыточной неконкурентоспособной продукции.

Высокая удовлетворенность платежеспособного спроса и наличие избыточных мощностей замыкает список факторов, оказывающих в итоге положительное влияние на конкуренцию.

В конечном счете в 2000-2007 годы исследованные факторы оказывают положительное влияние на уровень конкуренции в российской промышленности в целом. Это дает определенные основания для признания государственной политики в этой области эффективной.

Результирующее (+ усиление, - ослабление) влияние факторов на уровень конкуренции в 2000-2007 гг.

Источник. ИЭПП
Факторы 2000 2002 2004 2007

1. Уровень концентрации производства -0.11 0.04 0.14 -0.09
2. Степень удовлетворенности спроса 0.05 0.14 -0.01 0.20
3. Договоренности о ценовой политике и разделе рынков 0.38 0.50 0.13 0.40
4. Транспортные издержки -0.28 -0.02 -0.30 -0.25
5. Поиск поставщиков и потребителей -0.69 -0.31 -0.38 -0.47
6. Административная защищенность рынков 0.31 0.41 0.48 0.41
7. Легкость/сложность ухода с рынков 0.30 0.29 0.30 0.45
8. Потенциальные конкуренты 0.25 0.46 0.34 0.61 
9. Курс рубля Н/Д 0.22 0.13 0.34 

Примечание. Результирующее влияние факторов рассчитывалось как разность среднего усиливающего воздействия и среднего ослабляющего воздействия. Чем больше значение разности, тем интенсивнее воздействие фактора. Знак (+/-) показывает направление воздействия на конкуренцию (усиление/ослабление).

Экономика Бизнес