По мнению аудиторов КСП, Воронежской области требуется "прицельное" финансирование

Согласно заключению аудиторов Контрольно-счетной палаты Воронежской области, хроническое недофинансирование региональных целевых программ приводит к размыванию бюджетных средств и в конечном счете к "срыву" целевых показателей.

Речь идет о том, что заявленное в бюджете финансирование не соответствует - и эта ситуация повторяется из года в год - "паспортным данным" программы. К примеру, на реализацию программы "Повышение безопасности дорожного движения" за два последних года было выделено около 16 миллионов рублей, что составляет 1,3 процента от предусмотренного в паспорте. Как результат: вместо 2800 километров дорог (плохое состояние которых в ГИБДД считают одной из основных причин высокой аварийности) отремонтировали около 20-ти. Эффективность выполненных работ также вызывает вопросы. К примеру, 10 миллионов рублей было потрачено на ремонт отдельных участков дороги, проходящей через Семилукский и Рамонский районы - в объезд Воронежа. По мнению ревизоров, ежегодное вложение миллионов рублей в мелкий ремонт трассы не позволяет качественно улучшить ее состояние: "Гораздо эффективнее провести капремонт дорожного полотна с большим вложением финансов, чем ежегодно распылять бюджетные средства на "латание дыр".

Аналогичная ситуация с другой целевой программой "Социальное развитие села", где также есть "дорожное направление". Оно и понятно: без нормальной инфраструктуры нельзя говорить о полноценном социальном развитии. Между тем на подъезде ко многим воронежским селам и деревням до сих пор нет асфальтовой дороги - и в период распутицы сюда весьма проблематично бывает добраться даже "скорой помощи".

Так вот, проанализировав выполнение программы по соцразвитию села, также можно найти достаточно красноречивых фактов неэффективного использования бюджетных средств. К примеру, на строительство двух дорог в Россошанском районе за два года потратили около 34 миллионов рублей. Это почти 60 процентов от запланированного - и с точки зрения здравого смысла было бы правильнее закончить больше чем наполовину сделанное дело. Однако в 2007-м году деятельность на "россошанском направлении" прекращается и заказчик в лице главного управления автомобильных дорог начинает строительство нового объекта в Нижнедевицком районе. Надо заметить, что стоимость последнего составляет 23 миллиона рублей - ровно столько, сколько требовалось для окончания строительства россошанских дорог.

Нередки случаи, когда средства направлялись на мероприятия, не предусмотренные паспортом программы

Из рук вон плохо выполняется программа по обеспечению населения области качественной питьевой водой, рассчитанная на 2006-2010 годы. Как известно, сегодня примерно 40 процентов воронежцев пьют воду, не отвечающую требованиям безопасности. И дело не только в природных особенностях "живительной влаги" (повышенное содержание марганца, железа, жесткость выше нормы), питьевая вода ввиду изношенности коммуникаций - процентов на 60 - получает вторичное загрязнение уже проходя по трубам. И этот фактор негативного влияния по понятным причинам с каждым годом сказывается все больше. При этом в бюджете прошлого года на финансирование программы было заложено 13 процентов средств, предусмотренных в паспорте. Но даже эти урезанные лимиты освоили только на треть.

Как следует из материалов проверки КСП, нередки случаи, когда средства направлялись на мероприятия, не предусмотренные паспортом. Речь, в частности, идет о неоправданно увеличенных расходах на содержание административного аппарата (заказчика и исполнителя программы).

Все это, вместе взятое приводит к тому, что бюджетные средства распыляются и, как следствие, программы работают если не совсем вхолостую, то их КПД уж точно оставляет желать много большего. Понятно, что сложившийся "статус-кво" необходимо менять - тем более что не за горами то время, когда бюджет полностью перейдет от сметно-нормативного финансирования к программно-целевому, которое как раз и подразумевает не "механическое", а эффективное, нацеленное на результат, освоение средств.

Поэтому, по мнению аудиторов КСП (и об этом, кстати, не раз говорили депутаты областной Думы) в части утверждения и исполнения целевых программ необходимо придерживаться принципа "лучше меньше и лучше". Для начала стоило бы определить приоритетные направления (как на федеральном уровне определили национальные проекты), после чего уже осуществлять их "прицельное" и полноценное финансирование. Ну и конечно, на каждом этапе оценивать конкретные результаты, достигнутые в ходе реализации программы.

Кстати

В бюджете нынешнего года на целевые региональные программы заложено средств вдвое больше прошлогоднего - всего около 5,2 миллиарда рублей. Однако, несмотря на такой "рывок", по 19-ти из 32-х областных программ объем финансирования ниже прописанного в паспорте.