Согласно заключению аудиторов Контрольно-счетной палаты Воронежской области, хроническое недофинансирование региональных целевых программ приводит к размыванию бюджетных средств и в конечном счете к "срыву" целевых показателей.
Речь идет о том, что заявленное в бюджете финансирование не соответствует - и эта ситуация повторяется из года в год - "паспортным данным" программы. К примеру, на реализацию программы "Повышение безопасности дорожного движения" за два последних года было выделено около 16 миллионов рублей, что составляет 1,3 процента от предусмотренного в паспорте. Как результат: вместо 2800 километров дорог (плохое состояние которых в ГИБДД считают одной из основных причин высокой аварийности) отремонтировали около 20-ти. Эффективность выполненных работ также вызывает вопросы. К примеру, 10 миллионов рублей было потрачено на ремонт отдельных участков дороги, проходящей через Семилукский и Рамонский районы - в объезд Воронежа. По мнению ревизоров, ежегодное вложение миллионов рублей в мелкий ремонт трассы не позволяет качественно улучшить ее состояние: "Гораздо эффективнее провести капремонт дорожного полотна с большим вложением финансов, чем ежегодно распылять бюджетные средства на "латание дыр".
Аналогичная ситуация с другой целевой программой "Социальное развитие села", где также есть "дорожное направление". Оно и понятно: без нормальной инфраструктуры нельзя говорить о полноценном социальном развитии. Между тем на подъезде ко многим воронежским селам и деревням до сих пор нет асфальтовой дороги - и в период распутицы сюда весьма проблематично бывает добраться даже "скорой помощи".
Так вот, проанализировав выполнение программы по соцразвитию села, также можно найти достаточно красноречивых фактов неэффективного использования бюджетных средств. К примеру, на строительство двух дорог в Россошанском районе за два года потратили около 34 миллионов рублей. Это почти 60 процентов от запланированного - и с точки зрения здравого смысла было бы правильнее закончить больше чем наполовину сделанное дело. Однако в 2007-м году деятельность на "россошанском направлении" прекращается и заказчик в лице главного управления автомобильных дорог начинает строительство нового объекта в Нижнедевицком районе. Надо заметить, что стоимость последнего составляет 23 миллиона рублей - ровно столько, сколько требовалось для окончания строительства россошанских дорог.
Из рук вон плохо выполняется программа по обеспечению населения области качественной питьевой водой, рассчитанная на 2006-2010 годы. Как известно, сегодня примерно 40 процентов воронежцев пьют воду, не отвечающую требованиям безопасности. И дело не только в природных особенностях "живительной влаги" (повышенное содержание марганца, железа, жесткость выше нормы), питьевая вода ввиду изношенности коммуникаций - процентов на 60 - получает вторичное загрязнение уже проходя по трубам. И этот фактор негативного влияния по понятным причинам с каждым годом сказывается все больше. При этом в бюджете прошлого года на финансирование программы было заложено 13 процентов средств, предусмотренных в паспорте. Но даже эти урезанные лимиты освоили только на треть.
Как следует из материалов проверки КСП, нередки случаи, когда средства направлялись на мероприятия, не предусмотренные паспортом. Речь, в частности, идет о неоправданно увеличенных расходах на содержание административного аппарата (заказчика и исполнителя программы).
Все это, вместе взятое приводит к тому, что бюджетные средства распыляются и, как следствие, программы работают если не совсем вхолостую, то их КПД уж точно оставляет желать много большего. Понятно, что сложившийся "статус-кво" необходимо менять - тем более что не за горами то время, когда бюджет полностью перейдет от сметно-нормативного финансирования к программно-целевому, которое как раз и подразумевает не "механическое", а эффективное, нацеленное на результат, освоение средств.
Поэтому, по мнению аудиторов КСП (и об этом, кстати, не раз говорили депутаты областной Думы) в части утверждения и исполнения целевых программ необходимо придерживаться принципа "лучше меньше и лучше". Для начала стоило бы определить приоритетные направления (как на федеральном уровне определили национальные проекты), после чего уже осуществлять их "прицельное" и полноценное финансирование. Ну и конечно, на каждом этапе оценивать конкретные результаты, достигнутые в ходе реализации программы.
КстатиВ бюджете нынешнего года на целевые региональные программы заложено средств вдвое больше прошлогоднего - всего около 5,2 миллиарда рублей. Однако, несмотря на такой "рывок", по 19-ти из 32-х областных программ объем финансирования ниже прописанного в паспорте.