"Сегодня большая часть жилья в Воронеже строится самовольно, без законного выделения земли", - заявил на днях губернатор Владимир Кулаков. Особую остроту заявлению придало то, что оно было сделано на коллегии прокуратуры Воронежской области, в присутствии руководителей всех правоохранительных органов.
Однако большой новостью озвученные губернатором факты ни для кого из них, конечно, не стали. Та же прокуратура области, проверяя правомерность использования земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в том числе при предоставлении участков для реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", выявила в прошлом году 1319 нарушений закона. Основная часть этих нарушений связана с принятыми органами государственной власти и местного самоуправления незаконных правовых актов либо с несвоевременным принятием нормативно-правовых документов в пределах своей компетенции. Департаментом градостроительства и земельных отношений городской администрации Воронежа систематически нарушались регламентированные законодательством сроки выдачи разрешений.
Проверками выявлены также многочисленные случаи выдачи разрешений при отсутствии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Нередко выдавались разрешения на строительство уже возведенных объектов, то есть задним числом, нарушались сроки продления действия разрешений. По фактам нарушений прокуратурой принесено 329 протестов, в районные суды направлено 102 иска и заявления, из них 90 уже рассмотрено и в 55 случаях требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме. Должностным лицам, ответственным за нарушения законодательства, связанные с предоставлением земельных участков, прокуратурой внесено 109 представлений (в том числе, к сведению губернатора, и руководителю Главного управления государственного имущества Воронежской области Игорю Паринову). Привлечено к дисциплинарной ответственности 51 лицо, предостережены 24, наказаны в административном порядке 228 лиц.
Самовольство в отношении государственной и муниципальной земли в пределах городских и сельских поселений самым отрицательным образом сказывается на реализации приоритетного национального проекта "Жилье". В материалах областной прокуратуры обнаружился такой конкретный пример. Земельный участок площадью шестнадцать гектаров по улице 9 января предназначался под сети и коммуникации для жилищного строительства, Росстроем РФ уже был рассмотрен и утвержден соответствующий инвестиционный проект. Однако постановлением главы городской администрации Воронежа участок изымается из ведения департамента градостроительства и земельных отношений и передается в аренду одному из муниципальных предприятий, не имеющему никакого отношения к строительству жилья. Нависла угроза срыва проекта, потери многомиллионных инвестиций, столь нужных городу. Только благодаря решительной позиции прокуратуры незаконное постановление мэра было отменено.
Стоит напомнить, что в свое время областная прокуратура признала незаконными сразу 148 постановлений мэрии о земельных участках, изданных в спешке перед тем, как право распоряжаться городской землей перешло к областной администрации (тогда за несколько лихорадочных дней в мэрии было подписано 1961 постановление, в них, по признанию правоохранительных органов, еще предстоит разбираться и разбираться). Нарушения состояли в том, что мэрия предоставляла земельные участки самой себе на праве бессрочного пользования, в том числе и в зеленых зонах общегородского пользования, незаконно раздавала земли муниципальным предприятиям и учреждениям, а также частным лицам для жилищного строительства с нарушением очередности и при отсутствии нуждаемости.
В прошлом году начальник ГУВД Воронежской области Олег Хотин объявил даже о создании особой оперативно-следственной группы по борьбе с уводом земель, выделенных для реализации национального проекта "Доступное жилье". И обнародовал такой факт: в Советском районе областного центра 770 гектаров земель сельскохозяйственного назначения были переведены в городские под жилищное строительство. Однако арендатор успел переоформить участок стоимостью в несколько миллиардов некой московской фирме, по документам всего за 1,7 миллиона рублей. И теперь помимо расследования предстоят немалые хлопоты по возврату "уведенной" территории в муниципальное управление. Вот такой получается "оборот" земли вокруг оси денежного интереса, не всегда законного.
Вернуть землю в "правовое поле", передать законному владельцу бывает нелегко даже и в судебном порядке.
- Нами вынесены сотни решений, запрещающих в Воронеже незаконные стройки, - говорит председатель Арбитражного суда Воронежской области Виктор Анохин. - Все, что в городе построено с нарушением законов, было своевременно отменено судом. Но приставы, как говорится, пальцем о палец не ударили, чтобы хоть в одном случае реально приостановить строительство, взыскать с нарушителей штрафы.
В результате в Воронеже возникают жилые дома без надлежащего оформления документов, более того, эти дома заселяются. Новоселы, вложившие в строительство свои кровные деньги, живут в них без регистрации, на "птичьих правах", со всеми вытекающими последствиями. Возникают драматические коллизии: с одной стороны, построенный незаконно дом, нередко на чужой территории, подлежит сносу; с другой - покупатели квартир владеют ими на правах собственности, и закон защищает их. Суд оказывается бессильным перед нахальством строительных фирм и лоббирующих их чиновников.
Последствия незаконной деятельности могут быть еще серьезнее. Достоянием гласности время от времени становятся потрясающие факты: многоэтажная жилая громада с сотнями квартир построена на площадке, которой угрожает оползень; в престижном районе под коттеджи вырубается вековая роща; на месте сквера вблизи жилых домов устраивается автозаправка. Точечная застройка уродует архитектурный облик города, уничтожает среду обитания горожан, непрерывно создает аварийные ситуации на перегруженных сетях. Ни разу еще мэрия не прислушалась к голосу общественности, ученых, архитекторов, предупреждающих о катастрофическом воздействии на город бездумной строительной анархии.
Кто только ни говорил, насколько опасен проект возведения 35-этажного, еще не виданного в городской практике, монстра на Базарной Горе - опасен из-за геологического строения этой пересеченной оврагами местности, по разрушительным последствиям для окружающей жилой среды и всей инфраструктуры городского "тихого центра". Однако для осуществления выгодной кому-то затеи меняется даже зонирование территории - из зоны, пригодной только для малоэтажных построек она переводится в зону строительства без всяких ограничений, и это без надлежащих оснований, без необходимых в таких случаях серьезных геологических изысканий. "Крышующие" строителей чиновники оказываются всесильны, они делают свое дело, не взирая ни на протесты, ни даже на судебные решения. И тот список принятых прокуратурой многочисленных мер против незаконного распоряжения городской землей выглядит, мягко говоря, незавершенным: в нем не хватает пункта действенности всех этих предупреждений и уговоров. Да и губернатору, наверное, не жаловаться бы, что его не слушаются, а данную ему власть употребить на то, чтобы сделать наконец строительный и земельный рынок области открытым для общественности, для строительных организаций, для честной конкуренции.