Воронежское самолетостроительное объединение получило сертификат на производство грузового лайнера Ил-96-400Т - первого из нового поколения воздушных машин, создаваемых на предприятии. В минувшем году ВАСО вошло в состав Объединенной авиастроительной корпорации, что позволило сформировать программу загрузки предприятия до 2015 года.
За это время планируется построить 23 самолета Ил-96, 96 самолетов Ан-148 и 74 легких военно-транспортных самолетов Ил-112В. Кроме того - производить узлы и агрегаты для нового отечественного самолета Супер-Джет и самолетов А320 и А380 европейского концерна Airbus.
Сложение сил
Предприятия оборонно-промышленного комплекса традиционно называют несущей конструкцией экономики и бюджета Воронежской области. К сожалению, переход к рынку не самым благоприятным образом сказался на состоянии этой бюджетообразующей отрасли. Поддерживая ее на словах, государство само долгое время было главным неплательщиком за изготовленную и поставленную продукцию, мешало реструктуризации, ввергало в банкротства, отдавало уникальные, наиболее технологичные предприятия на произвол рейдеров.
- Можно с уверенностью сказать, что деструктивная, кризисная полоса развития оборонно-промышленной отрасли пройдена, - говорит заместитель губернатора, начальник Главного управления по промышленности, транспорту, связи и инновациям Вячеслав Клейменов. - Принят целый ряд федеральных целевых программ с соответствующим ресурсным обеспечением, в частности государственная программа вооружения на период до 2015 года, содержащая конкретный перспективный план закупок вооружения и военной техники. И результаты не замедлили сказаться. По предварительной оценке, общий объем производства ведущих предприятий ОПК области в 2007 году составил около 18 миллиардов рублей (рост по отношению к предыдущему году 26 процентов), средняя заработная плата выросла на 31 процент, достигнув 10764 рублей.
Процессы, происходящие в Воронежской области, характерны для оборонной промышленности всей страны. В отрасли началась серьезная реструктуризация, формируются крупные интегрированные объединения, включающие в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и промышленные предприятия. Так, на базе Воронежского научно-исследовательского института связи создан концерн "Созвездие", в состав которого вошли шестнадцать предприятий радиоэлектронного комплекса одиннадцати областей России. Концентрация ресурсов ведущих предприятий радиоэлектронного комплекса страны в рамках концерна позволила объединить усилия по созданию единой системы и средств управления войсками и техническими средствами в тактическом звене Вооруженных сил, а также в разработке и производстве продукции гражданского назначения.
Вместе с тем концерн "Созвездие" стабильно удерживает передовые позиции в современных беспроводных технологиях связи CDMA, WiFi, WiMAX, обеспечивающих высокие качество связи, скорость передачи данных, помехоустойчивость и расширенную зону покрытия. Внедрение в военных разработках технологии WiMAX, использующейся для передачи видеоизображения в реальном масштабе времени, позволяет командованию воинских подразделений моментально оценивать картину боевых действий.
С космической скоростью
Интеграционные процессы идут и в ракетно-космической отрасли. В конце прошлого года ФГУП "Воронежский механический завод" стал филиалом ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. В новом для себя статусе завод будет заниматься серийным производством тяжелых жидкостно-ракетных двигателей, в том числе маршевых двигателей для ракет нового поколения "Ангара" и двигателей для ракеты-носителя "Протон".
Продукция другого воронежского предприятия отрасли "Конструкторского бюро химавтоматики" (КБХА) - новый двигатель РД0124 - позволила произвести успешный запуск с космодрома Байконур глубоко модернизированной ракеты-носителя "Союз 2-1Б". По соглашению с Европейским космическим агентством эту ракету, способную выводить на орбиту груз массой до восьми тонн, предполагается использовать в коммерческих целях для запусков со стартового комплекса РН "Союз-ST" космодрома Куру во французской Гвиане. КБХА активно ведет работы по созданию перспективных кислородно-водородных двигателей. Среди них РД0146, способный многократно включаться в ходе полета, обладающий рядом уникальных технических решений. Другой кислородно-водородный двигатель РД0126, создаваемый в КБХА, имеет принципиально новую конструкцию камеры сгорания и "тарельчатое" сопло. На основе двигателя РД0120, созданного для ракеты "Энергия", предприятие продолжает вести разработку трехкомпонентного двигателя РД0750, способного работать на жидком водороде, керосине и кислороде.
К технологиям будущего относится гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на жидком водороде. Экспериментальный образец прошел успешные летные испытания в составе установки "Игла", обеспечив в атмосфере скорости, опережающие звук в шесть раз.
С неба - под землю
Научно-исследовательский, конструкторский и опытно-испытательный потенциал предприятий оборонно-промышленного комплекса позволяет им создавать не только современные виды вооружения и военной техники, но и участвовать в производстве наукоемких изделий гражданского назначения. Сегодня на долю ОПК приходится более 70 процентов всей производимой в России научной продукции и более половины научных сотрудников. Радиоэлектронный комплекс Воронежской области издавна обеспечивает современными средствами связи различные секторы российской экономики. Здесь освоено производство аппаратуры для определения местоположения и мониторинга подвижных объектов в космических навигационных системах "ГЛОНАСС" и GPS, разработана и выпускается аппаратура высокоскоростной беспроводной связи на основе технологии WiMAX, что позволяет организовать глобальную сеть широкополосного радиодоступа, обеспечивающую необходимую информационную поддержку управленческих решений в любое время и в любом месте.
Предприятия отрасли выпускают более двухсот видов нефтегазового оборудования различной комплектации для всех климатических зон и условий добычи. Конкурентоспособность продукции на мировом уровне подтверждена сертификатом АР1 (Американского нефтяного института). Другое предприятие области успешно выпускает высокотехнологичное инновационное оборудование, обеспечивающее полностью автоматизированную работу на газопромысловых предприятиях. Удачный пример диверсификации производства показывает оборонное предприятие, выпускающее для железных дорог силовую электронику и системы кондиционирования подвижного состава. Изготовленные здесь же опытные образцы новых кабин машиниста электровоза из стеклопластика не уступают лучшим зарубежным аналогам и сейчас планируются к серийному производству. Недавно на предприятии открылся Центр развития нанотехнологий.
Чем можем - поможем
Выполнение масштабных задач технического переоснащения армии, развития оборонного потенциала, внедрения инновационных технологий, поставленных перед предприятиями ОПК президентом и правительством, невозможно без мер государственной поддержки и соответствующего ресурсного обеспечения в рамках принятых федеральных целевых программ, в виде целевых инвестиций и налоговых преференций. Предполагается и более существенное участие региона. Так, инвестиционный проект по организации производства сборочных узлов для авиационных корпораций AIRBUS и "АНТК им. Антонова" включен в Программу социально-экономического развития Воронежской области на 2007-2011 годы. В рамках проекта приобретается уникальное оборудование, позволяющее изготавливать детали из алюминиевых и титановых сплавов и легированных сталей со скоростью и точностью, на порядок превышающими существующие технологии предприятия. Общая сумма капитальных затрат - 210 миллионов рублей, срок окупаемости проекта - 42 месяца. Его реализация позволит увеличить объемы производства предприятия на 42 процента, сохранить 2911 рабочих мест, обеспечить рост средней заработной платы на 65 процентов. Доходы областного бюджета составят 121,5 миллиона рублей, дополнительная сумма единого социального налога - 245,9 миллиона рублей. Кроме того, органами власти Воронежской области принято решение освободить ВАСО на пять лет от уплаты налога на аренду земли, а также субсидировать часть процентной ставки кредита на закупку оборудования.
Когда рук не хватает
Нет, наверное, в области ни одного предприятия оборонно-промышленного комплекса, где бы не испытывали острый дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь рабочих специальностей. Сказывается "эхо" кризисной ситуации 1990-х годов, когда из-за низкой зарплаты работники, нередко самые лучшие, уходили с предприятий "оборонки" в коммерческие структуры. Коллективы промышленных предприятий быстро стареют. И это в данное время, пожалуй, острейшая проблема. Остается надеяться, что модернизация производства, рост зарплаты рано или поздно привлекут в ряды оборонщиков молодые кадры. Пока же они все активнее подключают к выполнению заказов силовых структур другие промышленные предприятия области. К примеру, самолетостроители организовали производство ряда комплектующих и встраиваемых аксессуаров на Борисоглебском приборостроительном заводе, а теперь налаживают кооперацию и с Грибановским машиностроительным заводом. Таким образом, самолетостроители не только решают собственные проблемы, но и выступают в качестве локомотива промышленности всего региона.