05.02.2008 06:00
    Поделиться

    Новый президент Сербии Борис Тадич всегда очень тепло отзывался о России

    Несмотря на весь запутанный и крайне интригующий сюжет предвыборной кампании Сербии, ее развязка оказалась на удивление быстрой.

    Имя победителя изнурительного выборного марафона стало известно в Белграде практически через полтора часа после закрытия участков.

    "Арифметика победы" Бориса Тадича была просчитана как дважды два после известий о рекордной явке избирателей. Как предсказывала "РГ" в субботнем номере, именно высокая активность сербов склонила выборный расклад в пользу действующего президента.

    Сразу после закрытия участков в штаб Тадича на улице Крунска съехались многочисленные журналисты. В помещении, которое больше напоминало среднюю студенческую аудиторию, порой становилось так тесно, что блокнот с ручкой приходилось держать буквально на весу. На одном квадратном метре стояло по нескольку телекамер. Напряжение в штаб-квартире демократов быстро достигло апогея. Иногда кажется, вот-вот в воздухе раздастся электрический разряд. Журналисты нервно переглядываются, сравнивая происходящее с решающим спортивным матчем так называемого "инфарктного характера".

    Через 18 минут после закрытия избирательных участков на мониторах появляются кадры дневных выступлений кандидатов после голосования. Они прерываются новыми сообщениями "Цесид" (Центр за свободные выборы и демократию), подтверждающими высокую явку избирателей по всей стране. В штабе демократов заметно оживление и возбуждение.

    На трибуне перед журналистами появилась пресс-секретарь генпартии Тадича Хелена Маркович. Судя по уверенному тону, ей есть что сказать журналистам. Маркович заявила, что в Нью-Йорке, Токио, Москве и других мировых столицах, где были открыты загранпункты для голосования, Тадич "одержал убедительную, абсолютную победу".

    Так, в Москве процент сербов, проголосовавших за него, составил 58,2. В ответ на вопрос одного из журналистов о настроении в штабе кандидата пресс-секретарь улыбнулась: "Оптимизм в нашем штабе резко усиливается".

    Примерно через 50 минут после закрытия участков появились первые признаки грядущей победы.

    В штабе Тадича сообщили, что в регионе Воеводина, где живут венгерские и хорватские меньшинства и где традиционно поддерживают действующего главу государства, зафиксирована рекордная в истории явка. На участки пришли 70,4 процента избирателей. Многие в штабе заговорили о том, что именно "фактор Воеводина", скорее всего, окажется решающим при подсчете голосов.

    Примерно в это же время появились первые результаты так называемой "репрезентативной выборки голосов". Демократы сообщают, что по результатам обработки 60 процентов бюллетеней Тадич набирает 50,4 процента голосов. К трибуне вышел представитель демократической партии Марко Дуричич. Он объявил, что следующей в этом зале будет пресс-конференция "президента страны Бориса Тадича". В зале раздались аплодисменты.

    Тем временем в штабе Николича приводят другие цифры. По их данным, после обработки 14,21 процента бюллетеней их кандидат набрал 49,45 процента голосов, у Тадича - 48,75 процента. Один из западных журналистов, ехидно улыбаясь, подметил, что "счет идет на миллиграммы".

    Через полтора часа после закрытия участков на улицах Белграда появились беспрестанно гудящие клаксонами машины. В руках у молодых людей в автомобилях флаги Сербии. Рев нарастает так, что кажется, будто сборная Сербии только что выиграла чемпионат мира по футболу.

    Демократы сообщили, что их лидер после обработки 90 процентов бюллетеней набрал 2,3 миллиона голосов. Многим понятно, что это недостижимый для радикалов результат. Появились сведения о том, что "американское и британское посольства уже поздравили Сербию с великой победой демократии".

    На одном из независимых телеканалов появился, скорее всего, заранее подготовленный сюжет о "факторе России на выборах". В нем журналист подтрунивает над Николичем, сделавшим мелодию российского гимна рингтоном своего мобильного телефона.

    В штаб демократов прибывает президент Тадич с женой. Они выглядят заметно уставшими. Видно, что Тадич изнурен борьбой. Он предельно серьезен и не пытается ликовать. Говорит о необходимости сплочения нации. Лишь однажды вскидывает руки вверх и благодарит своих сторонников. Казалось бы, пришло время пить шампанское, но никто не наполняет победные чаши до краев. В штабе демократов понимают: вся борьба еще впереди. Через два часа после закрытия участков Томислав Николич признал свое поражение.

    У городского штаба демократической партии тем временем собралось около трех тысяч молодых людей. Они размахивали флагами и танцевали под жизнерадостные западные хиты, в том числе группы "Квин". Но предвыборное шоу в Сербии не могло продолжаться вечно. И в третьем часу ночи победители разошлись по домам.

    Так кто же он, новый президент Сербии? Борис Тадич, психолог по образованию, превратился в заметную фигуру сербской политики после отстранения от власти Слободана Милошевича осенью 2000 года.

    Ему сразу приписали несколько штампов. Первый и ключевой - гибкость. 50-летний Тадич сразу же повел себя как сдержанный и умеренный политик. За свою политическую карьеру он не сделал ни одного заявления, за которое ему пришлось бы приносить извинения.

    Сербский президент всегда охотно общался с прессой. За это местные и зарубежные журналисты всегда его любили. И крайне редко писали о нем критические материалы. Президент Сербии, по признанию многих, весьма хорош собой. Благодаря своей привлекательной внешности, он получил второй штамп "секс-символа Балкан".

    Однако сам Тадич не любит обсуждать свою внешность. Лишь в одном из интервью он признался: "Я занимаюсь спортом каждый день, так как должность президента обязывает находиться в хорошей физической форме". Стоит отметить, что президент Сербии 12 лет играл в ватерполо. Сейчас больше занимается баскетболом и горными лыжами.

    Тадич всегда очень тепло отзывался о России. "Я - наверняка один из немногих президентов в мире, который носит русское имя. Да и тот факт, что моих детей зовут Маша и Ваня, говорит сам за себя", - сказал Тадич в одном из интервью. Он также признался, что восхищается произведениями Чехова, Достоевского, Толстого и Булгакова.

    Но на русском языке Тадич так и не заговорил, хотя его неплохо понимает. В более продвинутом состоянии у него английский и французский языки.

    Про свое будущее вне политики президент Сербии рассуждает так: "Перестав быть политиком, займусь рыбалкой. Вообще в жизни я много чем занимался - торговал газетами, работал психологом, ученым, пробовал себя в роли журналиста, успел даже в организации производства поучаствовать".

    "К своим 50 годам я накопил достаточно опыта, чтобы найти себе занятие и после того, как уйду из политики", - убежден Тадич.

    КОММЕНТАРИИ

    Константин Косачев,
    Глава Комитета Государственной Думы по международным делам:

    - Исход голосования на президентских выборах в Сербии был непредсказуем. Покривит душой каждый, кто скажет, что знал победителя.

    В этой ситуации была абсолютно корректной нейтральная позиция России. Наша страна выражала стремление сотрудничать с обоими участниками предвыборной гонки. Позиция Москвы выгодно отличалась от позиции Запада, который не скрывал своих предпочтений по отношению к одному из кандидатов.

    Российский нейтралитет не является проявлением какого-то безразличия к ситуации в Сербии. Ведь по ключевым вопросам позиции Тадича и Николича очень близки друг другу. Оба соперника заявляли о своей готовности самым тесным образом взаимодействовать с Россией. Они в один голос отрицали членство Сербии в НАТО. И признавали, что вступление Сербии в Европейский союз является желанной перспективой.

    Расхождения в позициях этих двух политиков касались не стратегии, а тактики достижения поставленных целей.

    Мы уверены, что преемственность хороших и очень тесных отношений России и Сербии при вновь избранном президенте Тадиче безусловно сохранится. То, что с ним можно работать, подтвердили события последних дней, когда незадолго до выборов в Москве были подписаны стратегические договоренности между Россией и Сербией в торгово-экономической сфере.

    Что касается Косово, то этот вопрос был предрешен задолго и без всякой увязки с этими выборами. Он был предрешен еще много лет назад, когда Вашингтон и Брюссель послали Приштине четкий сигнал, что независимость Косово рано или поздно наступит. Этот сигнал обессмыслил весь последующий ход переговоров.

    Поделиться