06.02.2008 02:00
    Поделиться

    В ряде школ России появилась должность школьного адвоката

    Имеет ли право педагог отобрать у ученика на уроке мобильный телефон? Что делать, если учитель накричал и поставил незаслуженную "двойку"? Как быть, если из-за пьяного родителя, устроившего дома дебош, осталось невыполненным домашнее задание, а признаться учителю о причине стыдно?

    Как часто эти вопросы ставят ребенка в тупик. Психологи утверждают: до 90 процентов нервных срывов и конфликтов у учащихся случаются именно из-за того, что они не получают нужных ответов, не знают, к кому идти за советом и помощью. Хотя в России уже есть уникальный опыт работы школьных омбудсменов, а проще - уполномоченных по правам участников образовательного процесса. Одними из первых на этот эксперимент в свое время решились несколько московских учебных заведений, в том числе школа N 548 - Центр образования "Царицыно".

    Омбудсмена Надежду Гарниш я встретила на перемене в школьном коридоре. К ней подбегает долговязый парень в толстовке с капюшоном: "Надежда Владимировна, запишите, пожалуйста, новый номер моего мобильного!"

    - Неужели у вас в телефоне номера всех учеников?- спрашиваю у уполномоченного по правам.

    - А как иначе? - говорит она. - Ведь помощь школьного защитника может понадобиться в любую минуту.

    Надо сказать, что сегодня полноценный институт школьных омбудсменов - с семинарами, курсами повышения квалификации - активно работает только в Москве, да и то в одном округе - Южном. В других округах, так же как и в России в целом, такая практика пока единична.

    Надежда Гарниш была в числе первых 15 человек, которых на базе окружного управления образованием подготовили к новой должности в рамках проекта "Школа - правовое пространство". Сегодня омбудсменов в округе уже сто человек. Слово заморское и непонятное, но для детей это попросту защитник, который всегда на связи со своими подопечными.

    - Вот недавно случай был - пришли две девчонки и написали серьезное заявление на ребят, которые, говоря молодежным языком, постоянно их доставали: могли поджечь сумку, выкинуть их вещи на проезжую часть через забор, - рассказывает омбудсмен. - Это же прямое нарушение права человека на личную собственность. Дети этого не понимали до тех пор, пока я не поговорила с ними и не объяснила, в какой момент они переступили черту.

    Как только в школе появляется уполномоченный по правам, в ней появляются "Правила школьной жизни" - внутренний закон школы, где написано то, чего не пропишешь в более официальном документе - уставе: как вести себя в столовой, что необходимо иметь на уроке, как нужно одеваться идя в школу. Кстати, в 548-й школе в форме ходят только ученики младших и средних классов. Для старших ребят провели референдум, и теперь форму 9-11-классники не носят. Так они решили сами. Но приняты определенные рекомендации по внешнему виду - школьники выбрали для себя деловой стиль одежды.

    Омбудсмен - должность неформальная. Он не подчиняется директору и администрации школ, а только окружному управлению образования. А поэтому может действовать совершенно объективно.

    Российская газета: На что чаще всего жалуются дети?

    Надежда Гарниш: В начале учебного года у меня просто наплыв "клиентов". Дело в том, что у нашей школы несколько зданий: мы работаем по методике разных образовательных сред. У малышей - свое, у старших - свое. Естественно, приходя в 9-й класс, ученик сталкивается с новыми педагогами. И частенько не может сразу влиться в нужный темп работы, быстро привыкнуть к требованиям учителей. Пришел мальчик и пожаловался на непонимание, возникшее с одним из педагогов. Для меня важно не допустить развития конфликта. Иду к учителю и объясняю: надо помочь ученику адаптироваться.

    РГ: Коллеги относятся с пониманием?

    Гарниш: Конечно. Ведь у каждого предметника по 25, а то и по сто учеников перед глазами. Заметить, что кому-то некомфортно в классе, иногда просто сложно.

    РГ: Знакомый старшеклассник возмущается: мол, на математике у него училка конфисковала мобильный телефон. Она имела на это право?

    Гарниш: Это больной вопрос. Действительно, часто дети жалуются: "Вот забрали телефон, а я им якобы как калькулятором пользовался". Мы с этой проблемой справились быстро и легко. У нас в правилах школьной жизни четко прописано: на уроке нельзя пользоваться мобильным, плеером, жевать резинку. Конечно, телефон ребенку всегда возвращаем, но разъясняем, что в момент пользования им (неважно для чего) он в первую очередь нарушал права учителя.

    РГ: Чего больше у школьника, прав или обязанностей?

    Гарниш: Достаточно и того и другого. Например, нельзя без письменного разрешения педагогов или медицинской сестры уходить из школы и с ее территории, портить школьное имущество, личные вещи других. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю. Перемены - личное время каждого. Его можно проводить по своему разумению, однако не мешая другим. Главное право школьника - это право на уважение со стороны учителя.

    РГ: А что если ученик все продолжает и продолжает нарушать права других? Что ему за это будет?

    Гарниш: В правилах школьной жизни прописаны меры ответственности. За однократное нарушение - предупреждение, за повторное - строгий выговор с письменным уведомлением родителей, если же хулиганства не прекращаются, то привлекаю уже и директора, и школьную администрацию, вплоть до исключения (но это в особо тяжелых случаях, такое случается редко).

    Все разговоры в кабинете омбудсмена строго конфиденциальны. О том, что у кого-то из ребят конфликт с Мариванной, не узнает никто. Иногда приходится прибегать и к таким чисто профессиональным ходам, как очная ставка.

    Главное право школьника - это право на уважение со стороны учителя

    Кстати, в этой школе два раза в год обязательно действует "Открытый микрофон": это когда школьники могут задать преподавателям и директору любой вопрос в лоб. Почему, допустим, учитель отступает на занятиях от программы? Имеют ли право не пускать на урок, если ребенок опоздал на пять минут? Могут ли поставить "2" за пропуск? Как, не имея гражданства России, получить образование в Москве? И на каждый они ждут честного ответа.

    - Надежда Владимировна, а родители учеников к вам обращаются?

    - И очень часто, - отвечает она. - По сути это каждый четвертый. Приходят и сами педагоги. Но больше всего, естественно, помощь и консультации нужны ребятам.

    - Школа - это частичка государства, мы стараемся воспитывать в детях гражданскую позицию с малолетства, учить их решать проблемы правовым путем, - говорит Надежда Владимировна. - А проблемы в школе есть и будут всегда - ведь у нас здесь сплошной "человеческий фактор".

    Самые частые нарушения прав школьника:

    1. Недопуск учащегося в аудиторию из-за отсутствия специальной формы или сменной обуви.
    2. Проставление оценки за поведение в классный журнал в качестве оценки по предмету. Оценки должны выставляться за знания, а не за поведение.
    3. Проведение более 2 контрольных работ в день, а до пятого класса - более одной.
    4. Домашнее задание на выходные дни и каникулы (за исключением заданий по литературе и иностранному языку).

    РАКУРС

    Конкурс юных адвокатов "Речь в защиту прав человека и прав ребенка" прошел в ростовском Центре гражданского образования и правового просвещения.

    Предметом выступления учащихся из общеобразовательных учреждений Южного федерального округа стали школьные перегрузки, жестокость и равнодушие взрослых, бюрократизм чиновников и многие другие острейшие проблемы. Причем за основу были взяты самые что ни на есть реальные истории.

    Так, ученица из хутора Гуляй-Борисовка Ростовской области Елена Цыбулевская возмущена ситуацией, в которой оказался парнишка из ее села: последние четыре года он живет по сути на улице. Отец постоянно на заработках вахтовым методом, мать пьет.

    Победительница конкурса Марина Кривик из города Зернограда посвятила свою речь нарушениям прав детей на отдых. Она подсчитала, сколько современный школьник тратит времени на учебу. Выяснилось: 80 часов в неделю - в два раза больше, чем по Трудовому законодательству положено работать взрослому человеку.

    - Взрослые обвиняют молодежь в том, что она практически не читает. Но при таких сумасшедших нагрузках - когда? - спрашивает Марина.

    Десятиклассник Роман Шиндриков речь посвятил защите собственных прав и прав своих родителей, которым пришлось столкнуться с чиновничьей волокитой. Четырнадцать лет назад семья Романа перебралась в Россию из Грузии. Мама получила паспорт гражданки РФ, папа - вкладыш о гражданстве. Но в просьбе о получении вкладыша о гражданстве своего сына им было отказано. В итоге Шиндриковы оказались на положении нелегальных мигрантов.

    - Неужели из-за отсутствия российского паспорта я не смогу сдать ЕГЭ, поступить в российский вуз, зарегистрировать свой брак и детей? - спрашивает Роман у "высокого суда".

    - Если честно, то не ожидала, что наши школьники могут так грамотно, убедительно, аргументированно выступать, - сказала уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Алла Васильева. - Причем практически не пользуясь подготовленным текстом. Они поднимают злободневные проблемы. Вместе со мной сюда пришли сотрудники нашего секретариата, и они уже наметили для себя проблемные ситуации, к которым необходимо подключиться.

    Поделиться