06.02.2008 02:46
    Поделиться

    Ежегодно в Ростовской области от ВИЧ-инфицированных родителей рождается около двух десятков малышей

    Ежегодно в Ростовской области от родителей, инфицированных ВИЧ, рождается около двух десятков малышей. На Дону в настоящее время таких детей чуть меньше четырехсот. Какая судьба их ждет в нашем обществе, узнавал корреспондент "РГ".

    Гетто не будет

    На сегодня из четырех сотен детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями в Ростовской области, некоторым не исполнилось еще полутора лет - возраст, в котором устанавливается диагноз; у большинства ВИЧ не обнаружен, инфицированы же только 37 человек. Шесть из них содержатся в детских домах области.

    - Они разбросаны по детдомам, но мы не хотели бы говорить, в каких, потому что может произойти давление на сотрудников этих учреждений, дискриминация детей, - рассказывает заместитель главного врача областного центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Елена Склинная.

    Таких детей обычно не усыновляют и не берут под опеку. А людям, инфицированным ВИЧ, вообще запрещено законом это делать. Однако в судьбе двоих воспитанников социальных учреждений с недавних пор наметился перелом. Две недели назад девятилетнего Сергея, инфицированного ВИЧ, забрали из детского дома Ростовской области под опеку.

    В настоящее время решается вопрос об опекунстве пятилетнего Игоря, который также живет в детском доме. Несмотря на столь юный возраст, маленький Игорек уже успел хлебнуть в своей жизни горя. Родители его неизвестны, они попросту подкинули младенца. При обследовании в больнице выяснилось, что мальчик заражен ВИЧ-инфекцией. В полтора года, без должного ухода, он буквально умирал в Доме малютки. Заведующий первым инфекционным отделением областного центра по борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Ярослав Пономаренко забрал Игоря в инфекционное отделение ЦГБ и два года вместе с сотрудниками выхаживал его. После того как состояние ребенка улучшилось, его передали в детский дом. Оба они - и Игорь и Сережа принимают противовирусную терапию.

    В Ростовской области лишь однажды ВИЧ-положительного ребенка забрали в семью. Несколько лет назад приемные родители взяли из детского дома десятилетнюю девочку, мать которой погибла от передозировки наркотиков, а отец умер в местах лишения свободы. Ей изменили имя. Сейчас у девочки все хорошо, она ходит в художественную школу и учится на "отлично", развивается как самый обычный ребенок - новые родители сделали все возможное, чтобы оградить ее от стигмы этого заболевания.

    Лекарство от ненависти

    По данным опроса общественного мнения, который проводился по всей России в 2006 году, 60 процентов респондентов предпочли бы оградить своего ребенка от общения с ВИЧ-положительными сверстниками, 54 процента в той или иной степени склоняются к мнению, что государство должно изолировать людей с ВИЧ/СПИДом от общества. При этом зачастую дискриминации подвергаются не только дети с подтвержденным диагнозом, но все дети ВИЧ-положительных родителей.

    - Не стоит верить в миф о том, что ВИЧ-инфицированная не может родить здорового ребенка, - поясняет Андрей Баянов, эксперт медико-социальных проектов по ВИЧ/СПИДу, кандидат медицинских наук. - Действительно, сразу после рождения невозможно определить, болен он или здоров. Это связано с тем, что у всех детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями, в крови есть антитела к ВИЧ. Они выработаны в организме матери и передались еще не родившемуся ребенку. Такие антитела врачи обнаруживают в крови абсолютно любого младенца, родившегося у ВИЧ-положительной матери. Они и создают впечатление, будто бы ребенок инфицирован. Материнские антитела могут находиться в крови ребенка до исполнения полутора лет, после чего исчезают. До этого времени их наличие не означает, что он болен. Однако ребенок внутриутробно или при рождении с молоком матери может получить от нее вирус. В этом случае его организм начинает вырабатывать собственные антитела. Только в полтора года можно точно установить окончательный диагноз.

    Дети с диагнозом "ВИЧ" имеют все шансы на долгую и полноценную жизнь, если получают необходимое лечение. Единственное, что мешает им нормально развиваться, - это отношение нас, взрослых.

    - Я три раза пыталась устроить ребенка в детский сад, - говорит 24-летняя ВИЧ-положительная Елена. - Заведующая нам сказала: "Идите отсюда, не носите тут всякую заразу!"

    Аптечка в портфеле

    - В нашем клубе 62 ребенка, рожденных ВИЧ-инфицированными родителями. Из них только 13 сами инфицированы, большая часть - это пострадавшие в ожоговом отделении больницы, когда во время переливания крови были заражены 112 детей, - говорит руководитель клуба для детей ВИЧ-инфицированных родителей "Карапуз" Ирина Куприк. - Одни дети из вполне благополучных семей, другие живут в подвалах.

    Нужно оговориться, что сама Ирина, ее муж и двое замечательных детишек никакого отношения к ВИЧ/СПИДу не имеют. Зачем ей все это, обывателю тяжело понять. А Ирина просто хочет помогать людям.

    - Большие проблемы у нас были с одним мальчиком, - рассказывает Ирина. - Он учится в третьем классе, и слухи о его болезни как-то просочились в школу, ребята начали его травить. Если переводить его в другое учреждение, ничего не изменится - молва будет сопровождать его и там. Мы поговорили с директором, и она опровергла эти слухи.

    На самом деле о диагнозе ученика не должен знать никто кроме директора и медицинского работника. В детском доме в этот список попадает еще воспитатель. Связано это с объективными трудностями: обычный ребенок, порезав палец, смажет его зеленкой и забудет об этом недоразумении, у "ВИЧ-плюсика" кровь может и не остановиться. Поэтому у каждого ребенка всегда должна быть с собой аптечка.

    Кстати, некоторые из детей и не знают о своем диагнозе. Родители не всегда готовы честно рассказать о нем.

    Молоко под запретом

    - Мы сдали анализы, все у нас отлично - нет даже антител к ВИЧ. Хотя мы с женой делали все правильно, и инфекции быть не могло, страх все же немного оставался, - признается один из ВИЧ-инфицированных.

    В его семье появился желанный ребенок. Мама мальчика во время беременности тщательно выполняла все рекомендации врачей, принимала соответствующую терапию. Ей, едва ли не первой в Ростовской области удалось добиться того, что ребенок появился на свет естественным путем - до этого инфицированных мам предпочитали отправлять на кесарево сечение, даже если никаких показаний к операции не было.

    Исключено также грудное вскармливание младенцев ВИЧ-положительных родителей. В Уголовном кодексе РФ есть соответствующая статья, за нарушение которой грозит лишение свободы сроком на пять лет. Расписку о том, что ознакомлены с законодательством в этой сфере, ВИЧ-инфицированные женщины дают при постановке на учет по беременности.

    Есть, конечно, среди ВИЧ-положительных и опустившиеся матери, потребители инъекционных наркотиков, чьи дети, еще не родившись, обречены. Но в то же время сегодня сформировалась и генерация ВИЧ-людей, сознательно выбравших родительство. Они готовы окружить своих детей заботой и вниманием ничуть не меньше, чем другие папы и мамы. Так почему не дать им этот шанс?

    Поделиться