06.02.2008 04:50
    Поделиться

    Учителя Приамурья добиваются льгот и доплат в девяти из десяти случаев

    Более 30 исковых заявлений подано в суд, где ответчиком значится министерство финансов Амурской области. Сельские учителя целыми коллективами через судебные инстанции добиваются выплат полагающихся им доплат и льгот. Почему работники образовательных учреждений вынуждены судиться, выяснял корреспондент "РГ".

    Два года педагоги Марковской сельской школы Благовещенс-кого района пытаются получить компенсацию за дрова, ведь по закону учителей на селе должны обеспечивать топливом бесплатно. Однако пока местные власти искали средства и разбирались, кто должен платить за "учительские дрова", прошла одна зима, за ней и другая. Причем крайнего в этой неразберихе удалось найти только после проверки, когда весь коллектив школы написал письмо депутату.

    - Разбирательство затянулось, потому что преподаватели ошибочно подали судебные иски на муниципалитет, - рассказала корреспонденту "РГ" председатель профсоюзной районной организации работников образования и науки Наталья Стрельцова. - После вмешательства прокуратуры выяснилось, что главным ответчиком является областное министерство финансов, которое не заложило деньги на компенсацию твердого топлива для учителей в бюджет.

    Правда, в министерстве финансов вину свою не признали и решили, что окончательную точку в финансировании "учительских дров" поставит суд. Судебные заседания еще продолжаются, но уже ясно, на чьей стороне правда. Победа в суде у сельских педагогов не первая, и не последняя. Сейчас они собираются отсудить компенсацию по льготам за электроэнергию, которые также положены им, за позапрошлый и прошлый годы.

    Подобные случаи, когда учителя Амурской области отстаивают свои права, не единичны. Педагоги обращаются в суд по самым различным поводам. Так, целый коллектив школы в селе Казанка Серышевского района через суд получил положенные им деньги за книгоиздательскую продукцию. В зале суда выяснилось, что муниципалитет игнорировал Федеральный закон "Об образовании", где в статье 55 "Права, гарантии и льготы" указано, что каждому работнику образовательного учреждения положено по 100 рублей в месяц на покупку газет, журналов и другой периодики.

    - В администрации района решили, что эти деньги нам должны выплачивать из федерального бюджета, - рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы села Казанка Ольга Старовойтова. - Учителя обратились в суд и выиграли дело. Администрация подала апелляцию в областной суд, но он принял нашу сторону. После этого нам начали перечислять компенсации, кроме того, стали отдавать и долги за прошлые два года.

    Сельские учителя отстаивают в судах не только свои права и льготы, но еще и пенсии. Споры эти - трудовые. Многим педагогам в трудовые книжки вносились неточные и неполные записи об их должностях и наименованиях учреждений образования. К примеру, вместо должности "учитель" писали "учительница". Или отмечали, что человек работал в "комбинате детского питания", вместо "ясли-сада". Такие неточности, когда запись в трудовой книжке не совпадает с наименованиями в постановлении правительства РФ №781 от 29 октября 2002 года "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости…", приводят к тому, что льготный стаж учителям не засчитывается.

    Как ни парадоксально, но работники Пенсионного фонда понимают противоречивость записей отделов кадров и сами советуют учителям обращаться в суд.

    Прецедент по уточнению записи в трудовой книжке уже создан. Василий Третьяков, преподаватель со стажем, долгое время работал в школе РОСТО. Ему положена льготная пенсия. Но название такой школы в списке постановления не числится, поэтому в пенсии ему отказали. Только в суде он сумел доказать, что его работа точно такая же, как и учителя обычной школы. Ему было сделано уточнение в трудовой книжке, после чего в Пенсионном фонде пересчитали пенсию с учетом льгот.

    Помимо всего прочего, сегодня до сих пор в области не учитывают педагогический стаж старших пионервожатых, которые работали в этой должности до 1 октября 1991 года. С требованиями засчитать работу в льготный стаж обратилась в суд учитель одной из школ Михайловского района Татьяна Салычева. Сложившаяся судебная практика говорит о больших шансах на удовлетворение ее требований.

    комментарии

    Александр Чирко, правовой инспектор труда организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Амурской области:

    - Учителя должны знать свои права, а если они нарушаются, обязательно обращаться в суд. Часто работники образования верят словам чиновников, что им не положены те или иные выплаты или компенсации. Они не интересуются, так ли это на самом деле.

    Наталья Музыченко,
    руководитель группы по оценке пенсионных прав застрахованных лиц отделения пенсионного фонда по Амурской области:

    - Учителя должны документально подтвердить свой трудовой стаж. Если же в трудовой книжке запись отсутствует, то на помощь могут прийти свидетели. Так, скажем, многие работали пионервожатыми в детских лагерях, но никаких записей об этом в трудовые книжки не заносили. Поэтому суд, куда обращаются истцы, требуется убеждать в том, что подобная должность по своим правам и обязанностям идентична должности воспитателя. Потому как должность пионервожатого в официальных документах не значится.

    Справка "РГ"

    По всем спорным делам педагоги могут обратиться за помощью в территориальную организацию профсоюза образования или в областной профсоюз по адресу: 675000, Амурская область, Благовещенск, ул. Ленина, 120.

    Поделиться