Премьер-министр Виктор Зубков убрал из-под Сергея Кириенко стул главы Росатома. Что означает это давно ожидаемое и бюрократическое по форме решение для российской атомной отрасли и самого "уволенного"? Чему оно кладет конец и чему дает начало?
Без преувеличения, это знаковый момент в биографии самого Кириенко и в судьбе начатых по его инициативе реформ в разветвленном атомном хозяйстве нашей страны. Его условная "отставка" напрямую связана с тем, что в конце прошлого года указом президента он же, Сергей Кириенко, назначен генеральным директором госкорпорации "Росатом", которая должна быть создана на базе одноименного агентства. Само агентство через некоторое время будет расформировано. А руководить им, сообщили мы еще во вчерашнем номере "РГ", до назначения ликвидационной комиссии станет один из заместителей главы Росатома Иван Каменских.
Таким образом, сам Кириенко никуда из отрасли не уходит. Более того, он и впредь будет занимать ключевой пост в российской атомной иерархии. Причем именно ему, уже в качестве гендиректора "Росатома", предстоит эту иерархию выстроить и собрать под нее все необходимые активы.
Но для этого, пояснил "РГ" пресс-секретарь Росатома Сергей Новиков, должен выйти указ президента об имущественном взносе России в создаваемую госкорпорацию. Не исключено, что помимо всех АО и ФГУПов, замыкающихся сейчас на Федеральное агентство по атомной энергии (или прямо ему подчиненных), в госкорпорацию войдут стратегические предприятия и организации другой ведомственной принадлежности. А пока "Росатом" (который в кавычках) - это всего один штатный сотрудник, то есть гендиректор в лице Кириенко. Правда, уже собирался наблюдательный совет под председательством Сергея Собянина, на нем рассмотрена структура и штатное расписание центрального аппарата госкорпорации.
Настройка от президента
Для того чтобы гигантское атомное министерство с более чем полувековой историей (которое не без оснований называли "государством в государстве") преобразовать в госкорпорацию (НКО - по нынешнему Гражданскому кодексу), пришлось изменить восемнадцать (!) федеральных законов, включая Бюджетный, Гражданский и Уголовный кодексы РФ. А до этого, напомню, был принят еще и так называемый "тоннельный" закон - об особенностях обращения с имуществом и акциями предприятий атомной сферы.
И все это ради того, утверждают инициаторы преобразований, чтобы "консолидировать атомную отрасль России" и "встроить" ее в реалии мирового рынка. А заодно - добиться более гибкой структуры управления, при которой укрепление вертикальных связей и внутриотраслевой кооперации будет сопровождаться развитием рыночных механизмов и здоровой конкуренции...
Впервые идея создать в России атомную госкорпорацию была озвучена в президентском Послании весной 2007 года. "Необходимы значительные изменения в структуре электрогенерации - за счет увеличения доли атомной, угольной и гидрогенерации, - заявил тогда Владимир Путин. - В нашей стране за весь, подчеркну - за весь советский период было построено 30 атомных энергоблоков. За ближайшие же 12 лет мы должны построить 26 блоков, причем - на основе самых современных технологий. Для реализации этого проекта предлагаю создать специальную корпорацию, объединяющую предприятия атомной энергетики и промышленности..."
В то самое время разворачивалась работа по формированию на базе гражданских активов атомной отрасли вертикально интегрированного мегахолдинга "Атомэнергопром". Накануне был принят федеральный закон об особенностях управления имуществом и акциями предприятий атомной сферы, в дополнение готовился указ президента и постановление правительства на этот счет.
По словам Кириенко, президент "достроил" систему управления отраслью: "В гражданской части отрасли будет сформирована вертикально интегрированная компания. Задача государственной корпорации - управление гражданской конкурентной частью и управление государственными монопольными сегментами. Такими, как ядерный оружейный комплекс, фундаментальная наука, ядерная и радиационная безопасность. Единое и целостное управление отраслью будет обеспечено этой корпорацией".
К госкорпорации "Росатом" отойдут не только нынешние полномочия федерального агентства как "уполномоченного органа исполнительной власти". В своей сфере деятельности атомная госкорпорация наделяется даже правами органа государственной власти - участвует в разработке государственной политики, осуществляет государственный учет и контроль, устанавливает федеральные нормы и правила, обязательные для исполнения. Она же будет отвечать за исполнение государственного оборонного заказа, обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, за сохранность и должное обращение с государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, а также за формирование и реализацию единой кадровой политики в атомной отрасли.
По выражению Сергея Кириенко, единая атомная госкорпорация - это "воссоздание легендарного Минсредмаша СССР, но в новых рыночных условиях". Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич к этому добавил, что не видит здесь "стремления к монополизации рынка". Напротив - проводимые в атомной отрасли реформы, утверждает сенатор, "позволят России оставаться в числе мировых лидеров и успешно конкурировать с другими странами".
Из дальнейших комментариев самого Кириенко следовало, что создание атомной госкорпорации - наиболее оптимальный в сложившихся условиях вариант консолидации отрасли, восстановления государственного контроля и управляемости в наиболее критичных ее секторах. Это - с одной стороны. А с другой - корпоративные механизмы и методы управления в гораздо большей степени соответствуют рыночным условиям и позволяют эффективно конкурировать.
Впервые в российской истории государство расстается со своим монопольным правом на владение ядерными материалами и ядерными установками. "Тоннельный" закон ввел для "отдельных юридических лиц", в том числе иностранных, право иметь такого рода собственность в Российской Федерации. Перечень этих юрлиц, как и перечень активов для включения в мегахолдинг "Атомэнергопром", утверждаются главой государства.
- Вполне возможно привлечение частных инвесторов к добыче природного урана, - считает Сергей Кириенко.
По его же словам, частные, в том числе иностранные инвесторы будут привлекаться и для создания совместных предприятий в сфере атомного энергомашиностроения. Первой ласточкой можно считать французскую фирму Alstom - в апреля 2007 года она подписала с российским "Атомэнергомашем" соглашение о создании на нашей территории СП по производству турбинного оборудования для АЭС.
Досье "РГ"
Управлять атомным мегахолдингом с рыночной ориентацией станет совет директоров из пяти человек во главе с Сергеем Кириенко. Помимо него в пятерку избранных вошли замруководителя аппарата правительства, начальник аппарата военно-промышленной комиссии Игорь Боровков и три заместителя главы Росатома - Владимир Травин, Татьяна Ельфимова, Иван Каменских. Правда, Владимир Травин теперь уже бывший заместитель - распоряжением правительства РФ он назначен генеральным директором ОАО "Атомэнергопром".
Новое выдвижение Владимира Травина эксперты единодушно связывают с личными рекомендациями самого Сергея Кириенко - их связывают давнее знакомство и совместная работа в Приволжском федеральном округе. Выпускник Московского физико-технического института Владимир Травин (родился в 1960 году) начинал свою карьеру в ядерно-оружейном центре в Сарове (был младшим научным и научным сотрудником РФЯЦ-ВНИИЭФ), после чего оказался на руководящих постах в АКБ "Саровбизнесбанк", ОАО "Нефтяная компания "Норси-ойл", ОАО "АК "Транснефть". В декабре 2005-го был приглашен Сергеем Кириенко в Москву на должность советника главы Росатома, а уже в январе 2006 года стал его заместителем.