Неисправный лифт стал причиной трагедии в семье Шайхетдиновых

Четыре года Венер Шайхетдинов добивается правды. Историю его сына Руслана, который, выбираясь из сломанной кабинки лифта, упал в шахту с высоты девятого этажа, в Туймазах поспешили назвать несчастным случаем. Все, кроме Венера и его семьи.

Остановка не по требованию

Шесть раз следователи Туймазинской межрайонной прокуратуры отказывали Шайхетдиновым в возбуждении уголовного дела по факту получения тяжких телесных повреждений 13-летним Русланом. Венер жаловался в Прокуратуру республики, производство по делу возобновлялось, затем снова прекращалось. Теперь дело опять в работе у следственного комитета. Предстоит снова опросить всех, кто может пролить свет на "лифтовое дело", назначить, возможно, новую экспертизу. А Шайхетдинов-старший считает, что в документах следствия, копии которых после очередного прекращения производства он получил на руки, и так представлена полная картина.

30 сентября 2003 года одноклассники Руслан и Анас зашли в лифт на девятом этаже жилого дома №8, расположенного по улице Ленина, и нажали кнопку "1". Кабина тронулась, но между восьмым и девятым остановилась. Ребята связались с диспетчером и услышали в ответ: "Ждите, сейчас приду". Но мальчишки есть мальчишки. Они попробовали раздвинуть двери кабины, и неожиданно это получилось. А дверь шахты на восьмом этаже отодвинулась от легкого прикосновения.

Анас говорит, что до этого они нажимали на кнопку "Стоп", Руслан - что не нажимали, лифт сам встал.

Придерживая двери, они начали вылезать на площадку восьмого этажа. Анас сумел, а Руслан сорвался в шахту. Прибежавшие лифтеры вытащили его, - слава Богу, мальчик не упал на мощные железные пружины буферного устройства, тормозящие лифт. Иначе бы он вряд ли выжил.

Борьба за жизнь

Для Шайхетдиновых начался кошмар. "Скорая помощь", реанимация, "срочно в Уфу", ужасная внутричерепная травма, сложная операция в непосредственной близости от мозга, "ему все труднее дышать", еще одна операция… Казалось, этому ужасу не будет конца. Месяц в коме. Два месяца в тяжелейшем состоянии, и лишь потом - медленное восстановление. Руслана выписали домой на амбулаторное лечение. Дали инвалидность. В школе он пропустил учебный год, уже потом начал учиться на дому.

- Пока мы были в Уфе, здесь, в Туймазах, кто-то распустил слух, что Руслан вообще умер, - вспоминает отец. - Никакой помощи от властей, от муниципалитета, которому этот лифт принадлежит, мы не ощутили. Даже свидетели, такие же родители, как я, которые сначала сочувствовали нашему горю, теперь изменили свое отношение. Им уже все равно.

Провод подключен неверно

Лифт был изготовлен в Самарканде в 1977 году и через три года установлен в Туймазах. В своих выводах о причинах ЧП эксперты указали, что при монтаже дополнительного устройства безопасности лифта один провод был неверно подключен к электросхеме. При нажатии на кнопку "Стоп" более трех секунд устройство отключает лифт, и электрическая цепь не восстанавливается. В результате: "Шток водила привода вышел из зацепления с упором. Двери кабины изнутри можно раздвинуть вручную".

После таких выводов, казалось бы, халатность обслуживающей лифты организации налицо. Трое ее сотрудников получили выговор. Никакой иной ответственности никто не понес.

Владелец лифта - администрация Туймазинского района и города Туймазы. И семья Шайхетдиновых вправе не только требовать от прокуратуры установить ответственных за аварию лиц и предъявить им обвинение, но и обратиться в суд с гражданским иском о взыскании с муниципалитета более 150 тысяч рублей, затраченных на лечение Руслана. При этом, не дожидаясь выводов следствия, потребовать компенсации морального вреда.

А вопрос, нажимали или не нажимали мальчики на кнопку "Стоп",  не столь важен. Так или иначе, двери не должны были открыться.