07.02.2008 02:15
    Поделиться

    Славу интеллектуалов дельфины приобретают благодаря тренерам

    Едва различимый человеческим ухом звук свистка - и из воды стремительной пулей взмывает ввысь дельфин.

    Он делает кульбит и точно попадает хвостом по буйку, подвешенному над водой на высоте нескольких метров. Через мгновение у тренерского мостика показывается голова с широко разинутой пастью: давай, мол, угощение. На очереди - следующий трюк, и все повторяется снова.

    Но сегодня дельфину никто не аплодирует, не щелкает затворами фотокамер. Идет обычная тренировка. Все эти невероятные цирковые трюки рождаются здесь, в скрытом от посторонних глаз бассейне. Из кропотливой ежедневной работы тренеров складывается чудо, подтверждающее славу дельфинов как самых интеллектуальных животных.

    Старший тренер Геленджикского дельфинария Евгений Абрамов всю жизнь посвятил морским млекопитающим, сначала в Утришском дельфинарии, на экспериментальной базе Института проблем эволюции и экологии, затем - в Геленджике. Хотя тренер он вполне "человеческий": имеет соответствующее образование. Больше десятка раз участвовал в отлове дельфинов в разных регионах мира - от российского Дальнего Востока до Бенгальского залива в Индийском океане.

    Впрочем, обитатели Геленджикского дельфинария самые что ни на есть местные - кого-то из дельфинов выловили в Черном море, кто-то родился уже в неволе и своим домом считает бассейн размером двадцать на десять метров. Здесь они тренируются, здесь же проходят представления, здесь же их "столовая". За бассейном - вольеры, своеобразная "скамейка запасных", куда дельфинов отправляют после тренировок. Для этого выработан целый ритуал: тренер подает команду и сразу же бежит открывать задвижку в вольер. Наготове уже лакомство - рыбка: без поощрительного приза в следующий раз отправить дельфина на "скамейку" будет весьма проблематично...

    - Это наша Эльза, молоденькая еще совсем, - знакомит нас Евгений.

    Афалина в это время выпрыгивает из воды на тренерский мостик и, чувствуя себя объектом всеобщего внимания, начинает позировать - то так повернется, то эдак. Эльза родилась в неволе и к специфическим условиям дельфинария адаптировалась легко. А вот ее родителя, 300килограммового дельфина по кличке Паша, еще в начале 1990-х отловили в море.

    Когда новичок вполне осваивается, а главное, приучается питаться снулой рыбой (очень непростой навык для хищников морских просторов!), его выпускают на тренировку. Никакие наказания здесь неприемлемы. Плохо ли, хорошо ли тренировался - свой дневной рацион (до 30 килограммов рыбы с витаминами и минеральными добавками) он получит в любом случае.

    Пока животное совершает абсолютно непринужденные движения, тренер наблюдает. Как только замечает нужное действие, следует поощрение - рыбка, и в это же время звучит свисток (эти звуки почти не слышны человеческому уху, но их прекрасно различают дельфины). Постепенно вырабатывается условный рефлекс на определенные команды.

    - Допустим, нужно, чтобы дельфин выпрыгивал из воды, бил хвостом по подвешенному мячу и подходил к тренерскому мостику, - говорит Абрамов. - Для начала просто бросаем ему мяч. Взял его - получи рыбу. Серия повторений, и можно потихоньку поднимать мяч над водой - вполне естественно, что животное за ним будет тянуться. Продолжаем "наведение на цель", пока никакого другого способа достать ее, кроме как подпрыгнуть, не останется.

    В репертуаре Геленджикского дельфинария - более полусотни номеров. А однажды родилась идея сделать целый аттракцион: научить дельфинов катать людей, и даже организовать целую дельфинью упряжку, буксирующую надувную лодку. Вот это, говорят тренеры, неописуемое счастье - самому придумать новый номер и после долгих тренировок научить дельфина нужным действиям. На радость детям и взрослым.
     

    Поделиться