Этому артисту-исследователю сегодня, как никогда, грешно жаловаться на невостребованность: после бесчисленных ролей преступников и милиционеров кино, наконец, позволило ему проявить все разнообразие таланта - в комедии и мелодрамы Михаила Жигалова зовут теперь так же часто, как когда-то в боевики с криминальным уклоном. А в перерывах между съемками он активно гастролирует по всему миру с антрепризами для искушенной театральной публики... При этом остается все таким же обаятельным балагуром, начисто лишенным замашек знаменитости. Вот и сейчас, приехав в Минск всего на один день, не отказал в интервью журналисту "СОЮЗа". Хотя всякий артист знает, какое это ответственное дело - озвучка финальных сцен...
- Итак, Михаил Васильевич, позвольте поздравить вас с окончанием съемок в комедии "На спине у черного кота". Вы довольны своим вкладом в современный белорусский кинематограф?
- Ни на минуту не жалею, что участвовал в этом проекте. А доволен ли собой взыскательный художник? Полагаю, это вопрос риторический. Я всегда собой недоволен, поскольку всегда вижу, где можно было сделать лучше. К тому же работали мы в очень непростых условиях - большая часть съемок была на природе, на воде, плюс дети, животные... Зато ваше Полесье - это что-то потрясающее!
- Скажите, а чем вы пожертвовали, чтобы приехать в Минск? Выглядите очень уж утомленным...
- Это у меня акклиматизация! Только что прилетел из Чили, где мы показывали шекспировскую "Двенадцатую ночь". А в конце февраля с "Тремя сестрами" поедем в Новую Зеландию.
- А с Беларусью ваша творческая судьба часто пересекалась?
- В советские годы я здесь много снимался и в белорусских картинах, и в московских. Замечательный советский детектив "Приступить к ликвидации", например, хоть и считается созданным на киностудии имени Горького, почти целиком снимали в Гродно и на хуторах возле польской границы... А еще в моей судьбе была одна особенная роль - в спектакле по Василю Быкову "Альпийская баллада". Тогда я еще работал в Центральном детском театре, а постановку делал Павел Иосифович Хомский. Сначала я вообще не понимал, как там играть - все бегут и бегут, бегут и бегут... Пока Хомский не сказал мне такую вещь: "Миш, понимаешь, этот человек - абсолютный зверь. Потому что не зверь в такой ситуации выжить не может. Но через три дня он восходит на Голгофу"... Понимаете, Иван становится человеком за эти три дня, жертвует собой, чтобы спасти девушку. Эта роль меня буквально переродила.
- А какой из своих фильмов можете назвать самым экстремальным?
- Когда Алексей Салтыков снимал "Господин Великий Новгород", вся съемочная группа чуть не погибла! Мало того, что мы не вылезали из болота целыми днями, для спецэффектов режиссер пригласил не пиротехников мосфильмовских, а армейских саперов. И когда от взрывов взлетали совсем не бутафорские деревья, артисты волей-неволей ныряли в болото... Помню, прямо на меня идет стена огня (на воду плеснули солярки и подожгли), а сзади плавает поваленное дерево. Так я с перепугу спиной перемахнул через это дерево! До сих пор не представляю, как мне это удалось... А когда снимали сцену на складе, мы натурально чуть не сгорели (если помните, там предатель поджигает помещение и выскакивает, выбивая окно). В замкнутом помещении из-за этого окна возникла тяга, огонь разгорелся, - но командовать "Стоп!" режиссер не торопится... А когда сцену отсняли, вдруг обнаружилось, что в пожарных шлангах нет воды! К счастью, там были местные - ну, как это всегда бывает, пришли люди поглазеть на съемки, - так они догадались вышибить дверь. Режиссера вытащил каскадер, оператор голову разбил, актеры натерпелись... Да, есть что вспомнить!
- Еще говорят, что вы, благодаря своим "криминальным" ролям, были особенно популярны среди осужденных...
- Дорого мне далась эта популярность! Пока играл уголовников, милиция проходу не давала. Видят, что лицо знакомое, а память-то профессиональная, на бандитов реагирует мгновенно, и если я еще небрит... Только и слышал: "Гражданин, ваши документы!" И смешных, и неприятных моментов было множество. Потом уже, когда я получил премию МВД и стал играть милиционеров, наконец, стал ходить по улицам, не опасаясь быть задержанным...
- И все-таки ни одна из ваших ролей не принесла вам столько известности, сколько роль "папы Кати Пушкаревой". Не обидно?
- Чего ж обижаться, если почти год убеждал всех, что я Катин папа? Убедил-таки! А все дело в том, что у нас там была своя компания. Понимаете ли, в кино, в театре очень трудно играть семью, ведь у близких людей есть общее прошлое, сыграть которое не каждому дается. Но у нас-то общее прошлое как раз было! С Ирой Муравьевой мы однокурсники, а с Нелли Уваровой отрепетировали отношения отца с дочерью в "Трех сестрах" у Доннеллана. Собственно, ради компании Иры и Нелли я и согласился участвовать в этом проекте.
- Можете сравнить советский кинематограф и современный?
- Слишком разные это вещи, чтобы сравнивать... Тут ведь как вышло - сегодняшнее кино мы получили отнюдь не эволюционным путем. Я помню время, когда "Мосфильм" шевелился как муравейник. Помню и другое: идешь по коридору, а кругом такая тишина, что щелчок замка в дверях воспринимается как звук взведенного курка - и ты невольно вздрагиваешь... Перепрыгнув пропасть безвременья, мы потеряли многие "киношные" профессии. Это только кажется, что ассистентов или вторых режиссеров легко заменить. На самом деле это уникальные люди, а теперь их нет и взять негде, даже если есть деньги. И в российском, и в белорусском кино это общая беда...
- А вам самому в этом новом, другом кино насколько комфортно?
- Честно говоря, я до сих пор не считаю себя киноактером, хоть и снялся почти в сотне фильмов. Я - театральный актер, иногда снимающийся в кино. Договорились?
- И где в эти дни вы "иногда снимаетесь"?
- Буквально завтра возвращаюсь на съемочную площадку к Леониду Белозоровичу. Там очень масштабный проект, настоящая сага, которая начинается еще в Гражданскую войну и заканчивается сегодняшним днем. Я там сквозной персонаж, который доживает до 100 лет. Жутко интересно... Потом опять же наши гастроли с антрепризой. Сейчас нас ждут в Новой Зеландии, весной в Англии, летом в Испании и Австралии.
- С таким профессиональным графиком нужно обладать редкостным здоровьем?
- Так ведь у меня жена - врач!