08.02.2008 04:00
    Поделиться

    Кинофестиваль: берлинские медведи присматривают избранников

    Берлинские медведи присматривают избранников

    Вчера в Берлине рок-фильмом "Да будет свет" стартовал 58-й международный кинофестиваль, более известный под ласковым именем Берлинале. За его призы – Золотых и Серебряных медведей – будут бороться 26 фильмов. Российских лент в главном конкурсе нет.

    Тем не менее, Россия довольно заметно представлена в побочных программах. "Панорама" открылась "Русалкой" - вторым фильмом Анны Меликян, уже известной завсегдатаям фестиваля по фантасмагории "Марс". Эта блестяще талантливая картина прибыла в Берлин в ореоле своего успеха на престижном фестивале независимого кино в Санденсе (США), где "Русалка" взяла приз за лучшую режиссуру. В молодежной программе "Форум" покажут "Нирвану" Игоря Волошина. Есть несколько наших картин в программах короткометражных и детских фильмов.

    Среди участников главного конкурса - три фильма из Франции ("Джулия" Эрика Зонки, "Я любил вас так долго" Филиппа Клоделя и "Леди Джейн" Роберта Гуэдикуана); кино США представлено "Элегией" Изабель Куаксе и "Балластом" Ланса Хаммера, Италии - "Тихим хаосом" Антонелло Гримальди, Великобритании – исторической драмой Джастина Чадвика "Еще одна из рода Болейн", "Беспечным" (Happy-go-lucky) Майка Ли и "Садами ночью" Дэмианом Харрисом, Израиля – "Неустанным" Амоса Коллека, Китая/Гонконга – "Воробьем" Джонни Ту, Ирана – "Песней воробья" Маджида Маджиди, Японии – "Кабеи" Юджи Ямады, Германии – "Сердцем огня" Луиджи Фалорни, драмой Дорис Дорри "Белоснежная" и фильмом Петри Котвицы "Черный лед", сделанным совместно с Финляндией. Судьбу призов решит жюри под водительством режиссера Коста-Гавраса, награжденного "Оскаром" за политический триллер 1969 года "Z".

    Среди наиболее ожидаемых здесь лент - европейская премьера картины Пола Томаса Андерсона "Там будет кровь", которая в России выйдет по тем же названием, что и положенный в ее основу роман Эптона Синклера, - "Нефть". Это история возвышения шахтера Дэниела Плэйнвью, который становится одним из нефтяных магнатов США.  Вне конкурса покажут и еще одного претендента на "Оскара" - фильм Анджея Вайды "Катынь", - это будет первый показ политически острой картины за пределами Польши. Вайда уже трижды участвовал в берлинских конкурсах и два года назад получил почетного Золотого медведя за вклад в киноискусство.

    Фестиваль открылся новой картиной Мартина Скорсезе, на первый взгляд неожиданной для автора "Отступников": это документально снятый фильм-концерт с участием группы Rolling Stones и названием, заимствованным из их хита, - Shine A Light ("Да будет свет"). В этой ленте Скорсезе реализовал свою давнюю страсть – к рок-н-роллу. На мировую премьеру фильма прилетели и его автор и участники легендарной рок-группы.

    Это уже не первая лента с "Роллингами": их фильмография включает несколько названий, в том числе не вполне цензурное Cocksucker Blues – ленту об их американском турне 1972 года, снятую фотографом Робертом Франком и запрещенную самими "Роллингами" из-за наличия в ней эпизодов с оргиями и наркотиками. Как признался Мартин Скорсезе, он эту картину видел и весьма ценит: она – свидетельство своего времени. Не впервые обращается к подобному жанру и сам Скорсезе: вспомним его более чем трехчасовую документальную ленту 2005 года No Direction Home о Бобе Дилане, или "Последний вальс" - о группе The Band. Не забудем и знаменитый мюзикл с Лайзой Миннелли "Нью-Йорк, Нью-Йорк".

    Фильм Скорсезе "Да будет свет" снимался на двух концертах "Роллингов" в небольшом нью-йоркском театре Beacon в октябре-ноябре 2006 года. В съемках были задействованы 16 съемочных камер, и полученные 160 километров экспонированной кинопленки составили сырьевую базу для ядра картины. Кроме того, в ней использованы редкие кадры архивной кинохроники и целая серия интервью, задача которых дать публике уникальную возможность побывать одновременно и на концерте и за его кулисами, увидеть музыкантов на сцене и вне ее – в жизни. Задача трудная даже для Скорсезе: известно, например, что Мик Джаггер ненавидит давать интервью и всячески их избегает. В результате перед зрителем предстает развернутая история рок-бизнеса от 60-х до 90-х.

    Над этим проектом Мартин Скорсезе, давний фан "Роллингов", работал на протяжении восьми лет. Как утверждает режиссер, музыка этой группы оказала влияние на весь его кинематограф.
    - Лично я с "Роллингами" раньше не встречался, - рассказывает Скорсезе. – Просто несколько раз видел их в концертах. Я тогда был очень восприимчив к музыке, буквально формировался под ее воздействием. А в 60-х испытывал к творчеству "Роллингов" настоящее благоговение, мог их слушать бесконечно. Эта музыка меня сопровождала все эти годы. Она питала меня во время работы над "Бешеным быком", "Хорошими парнями", "Казино". В "Злых улицах" есть сцены, представляющие собой пластическое воплощение таких хитов, как Jumpin' Jack Flash. Я не то чтобы использую в своем кино их песни, я сейчас говорю о самом духе этой музыки. В годы моей юности их песни – Satisfaction, Sympathy For the Devil и другие – беспрерывно звучали по радио, они были повсюду. Я их слушал и потом воплощал их в фильмах – в образах, которые они во мне рождали. Поэтому, я думаю, вклад "Роллингов" в мое кино трудно переоценить. И этот свой новый фильм я вынашивал, если быть совершенно точным, все сорок лет – с той поры, когда в 1969 году впервые увидел группу на сцене Мэдисон Сквер Гардена.

    Фильм "Да будет свет" сняла команда оскароносных операторов: Роберт Ричардсон, получивший академическую премию за работу над "Авиатором" того же Скорсезе, Джон Толл ("Последний самурай"), Эндрю Лесни ("Властелин колец", "Кинг-Конг"), Стюарт Драйбург ("Пианино"), Роберт Элсвит ("Спокойной ночи и удачи"), Эммануэль Любецки ("Сонная лощина") и Эллен Курас ("Вечное сияние чистого разума"). Как заявил на премьере директор Берлинале Дитер Косслик, им удалось запечатлеть самую суть культовой рок-группы для большого экрана, и фестиваль горд тем, что ему удалось заполучить картину Скорсезе для церемонии открытия.

    Церемония прошла пышно, играла немецкая рок-группа "Wir sind Helden", присутствовали кинорежиссеры Коста-Гаврас, Брайан Де Пальма, Вольфганг Беккер, Стивен Содерберг, Маргарет фон Тротта, Том Тыквер, блистали звезды немецкого кино Франка Потенте, Нина Хосс, Мориц Бляйбтрой, Дэниел Брюл… Сам фильм, как и ожидалось, оказался экспрессивным, фаны "Роллингов" примут его на ура. Но для открытия фестиваля такого калибра столь специфический выбор дирекции кажется странным: в данном случае кино выступило лишь как технический способ зафиксировать уходящее искусство рок-идолов. И заодно продемонстрировать крупным планом старость, пытающуюся сохранить ухватки своей буйной молодости. Картина получилась эффектная, но жутковатая.

    Закроется фестиваль 17 февраля комедией американца Майкла Гондри "Перемотка" (Be Kind Rewind).

    Справка "РГ".

    Берлинский фестиваль родился в 1951 году в Западном Берлине. СССР в его конкурсе принципиально не участвовал и дебютировал только в 1974 году с фильмом Родиона Нахапетова "С тобой и без тебя". В дальнейшем в Берлине получали призы такие наши фильмы, как "Сто дней после детства" Сергея Соловьева, "Восхождение" Ларисы Шепитько, "Тема" Глеба Панфилова, "Слуга" и "Пьеса для пассажира" Вадима Абдрашитова, "Астенический синдром" Киры Муратовой, "Сатана" Виктора Аристова, "Потомок белого барса" Толомуша Океева, "Комиссар" Александра Аскольдова, "Год собаки" Семена Арановича, актеры Инна Чурикова ("Военно-полевой роман"), Евгения Глушенко ("Влюблен по собственному желанию"), Анатолий Солоницын ("26 дней из жизни Достоевского"). Начиная с середины 90-х, наше участие в фестивале становилось все более скромным, в новом веке в конкурс Берлина сумели пробиться только "Русский бунт" Александра Прошкина и "Солнце" Александра Сокурова, но они наград не получили.

    Поделиться