В долгих и трудных переговорах с наблюдателями из БДИПЧ ОБСЕ вчера была поставлена точка.
Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось прислать наблюдателей на российские выборы. Об этом после заявления министра иностранных дел Сергея Лаврова вчера сообщил генеральный секретарь ассамблеи Спенсер Оливер.
- Россия не позволит Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ ставить ультиматумы для направления наблюдателей на президентские выборы, - заявил глава МИД Сергей Лавров. - Эти требования БДИПЧ - ультиматум. Уважающая себя страна ультиматумов не принимает.
Ультиматумом Лавров посчитал те самые публичные заявления, которые накануне делали официальные представители БДИПЧ о том, что если Россия не примет их требования, то организация не направит своих наблюдателей в нашу страну.
Как известно, история началась с того, как Центризбирком установил для наблюдателей БДИПЧ квоту в 70 человек, а дату прибытия миссии назначил на 27-28 февраля. Бюро не согласилось с ЦИК по поводу даты и заявило о том, что его представители хотели бы иметь возможность наблюдать не только за выборами президента, но и за ходом предвыборной кампании. После переговоров ЦИК изменил свое решение и по количеству наблюдателей, и по срокам работы миссии. Россия была готова уже 6 февраля принять пятерых технических специалистов БДИПЧ, а также одну группу наблюдателей из 20 человек - с 8 февраля и остальных 50 наблюдателей - с 20 февраля. Однако БДИПЧ настаивало на том, что 50 наблюдателей должны иметь возможность приехать в нашу страну как минимум за две недели до выборов.
"Ни по срокам, ни по количеству, ни по составу групп наблюдателей никто, никогда, нигде ни о чем не договаривался. БДИПЧ изобрело свои собственные правила", - сказал Лавров. По мнению российского министра, главная проблема при работе с БДИПЧ - это "абсолютная нетранспарентность". "Никто не понимает, почему в случае с нами нужно настаивать жестко, я бы даже сказал невежливо, на том, что за месяц нужно приезжать и, в общем-то, непонятно чем заниматься, а в других случаях, когда страна заявляет, что мы никаких наблюдателей ни от БДИПЧ, ни от кого еще не хотим видеть, БДИПЧ начинает реагировать по-другому и заискивающе уговаривает принять эту страну хотя бы десять человек", - эмоционально отреагировал министр иностранных дел. Это в очередной раз навело его на мысль о необходимости реформирования ОБСЕ, чтобы она работала на основе единых, общеприемлемых правил. На самом деле в мандат БДИПЧ входит наблюдение за выборами, а не наблюдение за состоянием дел в той или иной стране в течение месяца, а то и двух.
- Мы сожалеем, что обстоятельства не позволяют нам наблюдать за этими выборами, - говорится в заявлении ОБСЕ. Оливер сообщил также, что председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Горан Леннмаркер уведомил председателя Госдумы Бориса Грызлова о невозможности принять приглашение и прислать наблюдателей.
В МИД считают, что БДИПЧ ОБСЕ изначально готовило почву для отказа прислать миссию наблюдателей на президентские выборы 2 марта. "ОБСЕ изначально не стремилась договориться о взаимоприемлемых параметрах мониторинга", - заявил официальный представитель МИД Михаил Камынин. Он также высказался по поводу "неэтичного" поведения представителей БДИПЧ, которые предавали гласности переписку с ЦИК еще до того, когда ее содержание становилось известно адресату. Между тем директор БДИПЧ ОБСЕ Кристиан Штрохал вчера распространил заявление, в котором указал, что деятельность российской стороны по ограничению миссии ОБСЕ противоречит "общепринятой практике".