У омской гражданской авиации серьезные проблемы. Сегодня отрасль испытывает настоящий кадровый голод. Профессии пилота, бортмеханика и диспетчера в регионе становятся одними из самых дефицитных.
В омском аэропорту зафиксирован существенный прирост годовых перевозок пассажиров, грузов и почты - впервые за последнее десятилетие. Однако похоже, что скоро управлять воздушными судами будет некому. Раньше пилоты уходили на пенсию до достижения сорока лет. Теперь же многим командирам экипажей под шестьдесят - и у них нет достойной замены. Старейшему летчику области Николаю Ромадину шестьдесят один. По причине возраста он обязан дважды в год проходить медицинское освидетельствование в столице. На дорогу за пилота "держит кулаки" все руководство компании. Если опытного Ромадина забракуют, кто возьмет на себя его самые сложные рейсы?
- Летный состав выработал свой ресурс, - утверждает генеральный директор авиакомпании "Омскавиа" Алексей Назаров. - И пополнения специалистов в ближайшее время не предвидится. Наши потребности в кадрах в три раза превышают реальные возможности учебных заведений.
По словам директора Омского центра организации воздушного движения Юрия Сергеева, в последнее время между российскими авиационными компаниями разворачивается жесточайшая борьба за сотрудников.
- Наших диспетчеров активно переманивают в Новосибирск и Москву, - сетует Сергеев. - Приходится постоянно повышать им зарплату - чтобы сохранить коллектив. Найти специалистов такого уровня, да еще и с прекрасным знанием английского языка, практически невозможно.
В единственной компании - представителе малой авиации в регионе - тоже кадровый кризис. И это несмотря на то, что пилотов на вертолеты МИ-8 готовят именно в нашем городе.
- В прошлом году к нам не пришел ни один выпускник летно-технического колледжа, - разводит руками руководство. - Готовых пилотов полным составом отправили в армию. Вакантные места закрываются с огромным трудом. Рекрутинговые агентства разыскивают нам летчиков по всей стране. Сегодня в компании работают парни из Кемерово и Калининграда. Живут там, а сюда прилетают как на вахту. Другого выхода нет.
Нынче Омский летно-технический колледж гражданской авиации выпускает двадцать пять пилотов на МИ-8. На всю Россию! Но у всех парней уже на руках повестки в военкомат.
- Мы не в силах закрыть потребности отрасли, - признается директор колледжа Анатолий Якуш. - Было время, когда учебное заведение ежегодно готовило 120 летчиков. Однако сегодня учеба одного курсанта обходится государству почти в два миллиона рублей. Увеличить набор в группу нам не позволяет финансирование. Хотя от желающих подняться в небо омичей по-прежнему нет отбоя. Конкурс - по восемь человек на место. Но большинство абитуриентов потом отсеивают врачи.
Сегодня вертолетный парк единственного на всю страну колледжа безнадежно устарел. Из девяти машин на ходу лишь три. Остальные нуждаются в капитальном ремонте. Катастрофически не хватает инструкторов. Средняя зарплата летчика-преподавателя - шесть с половиной тысяч рублей. Между тем средняя зарплата командира экипажа в регионе - семьдесят тысяч рублей. Желающих учить курсантов за смешные деньги с каждым днем становится все меньше.
- Мы обращались за помощью во все авиакомпании, - говорит Януш. - Предлагали их руководству: "Если вы так нуждаетесь в специалистах, то вложите в их обучение деньги". Ведь таким способом можно решить кадровую проблему в уже обозримой перспективе. У одного известного в стране авиаперевозчика 114 вертолетов. Неужели курсантам нельзя выделить хотя бы один? Но отовсюду идут исключительно отказные письма.
Евгений Ильченко, директор летно-технического комплекса малой авиации:
- Сегодня вопрос обучения пилотов по целевым направлениям обсуждается очень активно. Технический персонал из омского колледжа уже проходит у нас учебную практику. Но проблема в том, что после выпуска специалистов-пилотов все равно ждет служба в Вооруженных силах. А мы не можем предоставить ребятам отсрочку на законных основаниях. При такой ситуации вкладывать немалые деньги в подготовку будущих асов нет никакого смысла. Тем не менее, если проблема зайдет в тупик, придется раскошелиться. Вертолетный парк единственного на всю страну колледжа безнадежно устарел.
P.S.
В прошлом году по целевой федеральной программе колледж наконец-то получил уникальный тренажер МИ-171. Однако на тренажере не полетаешь.