08.02.2008 02:10
    Поделиться

    Зарплата астраханских учителей будет зависеть и от внеклассной работы

    Все сельские школы Астраханской области завершили переход на отраслевую систему оплаты труда. Тарифная сетка, которая превращала учителей в стахановцев, окончательно ушла в прошлое.

    Власть - советам

    Астраханский опыт модернизации системы образования приводят сегодня в пример другим регионам. По отраслевой системе оплаты труда (ОСОТ) с начала года зарплата учителей разделена на базовую и стимулирующую части. Ради стимулирующей части - ее максимум 35 процентов - все и затевалось.

    По задумке реформаторов определять стимулирующую часть должен управляющий совет, который на паритетной основе состоит из родителей, учителей и детей. Но на самом деле общественность подключается, когда свой вердикт вынесет экспертная группа, в которую входят представители школьной администрации и профсоюза. На практике эта рокировка должна была случиться, поскольку несправедливо, что профессионал зависит от оценки непрофессионала.

    - Председатели родительских комитетов могут предложить поощрить учителя за проведение елки. Мы к ним прислушиваемся, но это мелочи. Что касается сути, то общественные управляющие советы эффективны при защите чьих-то прав. Например, женсоветы следят за безопасностью детей, оберегают их от угрозы насилия в школах, и это правильно. А когда призывают не просто оценить учителя, но изменить его зарплату, то общественность инстинктивно отстраняется от такой ответственности, - пояснил корреспонденту "РГ" директор школы № 1 города Ахтубинска Александр Аксенов.

    В управляющем совете, как правило, 9-11 человек. И человек семь входят в экспертную комиссию. Последние заседают раз в четверть или чаще, заполняют на каждого учителя так называемую индикативную рейтинговую карту. Ее каждая школа разрабатывает сама - по рекомендациям регионального минобразования. Набор параметров этой карты зависит от фантазии школьного руководства, но, как правило, он огромен: учитывается успеваемость, победы в олимпиадах, открытые уроки, инновационная деятельность, внеклассные мероприятия, даже воспитанность детей.

    Чтобы рассмотреть весь вклад учителя в жизнь школы, эксперты заседают по три-четыре дня кряду, начисляют баллы. Затем директор школы выступает на управляющем совете, но не говорит прямым текстом: Марье Ивановне прибавим тысячу рублей, а называет только те самые баллы - без меркантильности, и просит членов совета вынести свое решение. Дальше следует голосование.

    Часов не наблюдают

    Перехода с нового учебного года на отраслевую систему оплаты труда с волнением ждут в школах Астрахани. Дело в том, что в городе много школ с тем или иным уклоном. Естественно, вне конкуренции будут учителя, чей предмет изучается в этой школе углубленно. У них и классная нагрузка больше, и фора для творческих достижений: они постоянно заняты подготовкой к олимпиадам и конкурсам, ведь эти учителя ведут имиджевый предмет школы. Тем временем в проигрыше рискуют остаться учителя, чьи предметы основная масса учеников изучает как бы по касательной.

    В сельских школах, где уже с 1 января, а в двух районах области и с 1 сентября живут по новой системе, пока тоже не все гладко. Как заметила корреспонденту "РГ" директор школы села Раздор Надежда Фролова, можно измерить, сколько рабочий собрал машин, но школа - не завод: "Мы производим нематериальные ценности, которые едва ли поддаются сиюминутной оценке. Важно понять, где можно использовать измерители применительно к роли учителя, а где нельзя". Считается, что лучший показатель работы учителя - судьбы и карьеры его учеников. Но как измерить качество его труда сейчас - такой универсальной шкалы еще не придумано. Поэтому учителей понуждают продолжать строить эту систему индикаторов, но в основном это еще бумажное строительство.

    - В школах формализма стало много: там протокол, здесь приказ, - делился с корреспондентом "РГ" один из директоров и просил себя не называть. - Нам - деньги, а мы - отчеты. Знаю, что федеральные чиновники призывали местных не использовать новую систему оплаты как палку-дубинку, а в итоге мы что-то не выполнили - нам тут же "минус". Три года назад я всех своих учеников знал по именам, а теперь бумажная работа все силы съедает. Мне говорят, ты должен бросить преподавать и всецело заняться менеджментом. Только без часов остаться не хочется: это - деньги.

    Проект, еще проект

    Впрочем, некоторые уже вошли во вкус нового режима работы и видят в бюрократии пользу:

    - Главное, что при ОСОТ зарплата повысилась. У кого на полторы, у кого на две тысячи рублей, то есть примерно на 30-35 процентов. Сейчас средняя зарплата в нашей школе - восемь тысяч рублей. А что касается цифр и отчетов, то директора школы и завучи должны быть чиновниками "от" и "до", потому что потом наша небрежность аукнется на зарплате и пенсии учителя, - говорит Надежда Фролова.

    Вроде никто не забыт и ничто не забыто. Но пока "плясать" приходится не столько от баллов с коэффициентами, сколько от наличия денег в казне школы. Директора доподлинно не знают, сколько денег им дадут в течение всего учебного года, поэтому они не решаются стимулировать учителей на полную катушку: нет гарантии, что когда придут деньги, они смогут со всеми расплатиться. Приходится умерять аппетиты.

    По словам наблюдателей, при переходе на ОСОТ с его стимулирующей частью учителя стали заложниками своего портфолио. Иначе говоря, папки достижений. Чем она толще, тем лучше - с этим уже мало кто спорит. Как следствие, некоторые школы уже захватила проектомания - конвейерное производство не имеющих прямого отношения к познанию продуктов ради дополнительного балла конкретному учителю или престижа всей школы. Так, мальчик Гриша, сосед корреспондента "РГ", засиживается до глубокой ночи, когда готовит очередной проект, причем втягивает в него всю семью. Мама, папа и сын рисуют плакаты, шерстят Интернет, сочиняют поэмы, красиво выписывают тексты на ватманах. Все бы ничего, если бы проекты задавали пару раз в четверть, но ими стали обременять досуг школьников столь часто, что это второстепенное по отношению к учебе занятие уже угрожает их здоровью.

    Поделиться