Вчера прокуратура Дзержинского района Перми передала в суд уголовное дело в отношении директора школы №31 Людмилы Сериковой, обвиняющейся в злоупотреблении должностными полномочиями.
Это уголовное дело было возбуждено в августе прошлого года по анонимному заявлению родителей, чьи ученики обучаются в 31-й школе. Как пояснил корреспонденту "РГ" старший следователь следственного отдела по Дзержинскому району следственного комитета при прокуратуре РФ по Пермскому краю Сергей Апаницин, в 2006-2007 годах Серикова, чтобы увеличить поступления внебюджетных средств в фонд школы, организовала дополнительный сбор денег с родителей. В основном это коснулось тех, чьи дети поступали в первые и выпускались из девятых классов. Одним намекали на то, что без "добровольного" взноса их чадо не сможет учиться в школе, вторым - что могут возникнуть сложности с переводом в старшие классы. Сумма сбора составляла 2300 рублей.
Кроме того, директор отказывалась ставить гербовую печать на аттестаты выпускников, если они имели перед школой задолженности. Как уточнили в прокуратуре, проблемы могли возникнуть даже у тех, кто недоплатил в фонд школы 70 рублей. Часть родителей мирились с такой системой и молча выполняли все условия, другие, кому обозначенная сумма была не по карману, приносили в школу справки о том, что их семьи являются малоимущими и просили руководство образовательного учреждения освободить от уплаты взносов.
После того, как дело было возбуждено, прокуратура обратилась в Дзержинский суд с ходатайством об отстранении Людмилы Сериковой от должности на время следствия. Это требование было удовлетворено, однако позже уже краевой суд решение районного суда отменил. В ходе следствия директор школы, которой было предъявлено обвинение по части 1 статьи 285 УК РФ (максимальная санкция по ней составляет до четырех лет лишения свободы), своей вины не признала.
В прокуратуре также отметили, что подобных дел в их практике почти не бывает. Основная причина - боязнь родителей обращаться в правоохранительные органы из-за того, что в результате может оказаться под угрозой дальнейшее обучение ребенка в школе.
Сама Людмила Серикова заявила корреспонденту "РГ", что пока не видела заключения прокуратуры, а поэтому подробно прокомментировать ситуацию не может. Тем не менее, вопрос о помощи школе, по ее словам, принимался советом образовательного учреждения.
- Средства шли на покупку канцелярских принадлежностей и другие практические нужды, но никак не на оплату обучения. Такая практика существует во многих школах, права на бесплатные образовательные услуги мы никого не лишали. К сожалению, не все это понимают, происходит подмена понятий, - резюмировала Людмила Серикова.
Николай Карпушин, министр образования Пермского края:
- Я не знаком с ситуацией конкретно по этому делу, но в целом могу сказать, что оголтелых поборов в школах, которые были еще в начале 1990-х годов, уже нет. Сегодня, например, существует вся нормативно-правовая база, чтобы учреждения образования на легальных договорных условиях оказывали дополнительные образовательные услуги. Мне не очень понятно, почему отдельные директора могут допускать какие-то нарушения закона, - мы сотни раз проговаривали с ними эту ситуацию, жаль, если не все это понимают.