08.02.2008 02:35
    Поделиться

    За три года в Псковской области расформировано около ста школ

    В Псковской области продолжает сокращаться число малокомплектных учебных заведений. На этот раз ликвидация ожидает Дубровскую школу Дедовичского района Псковщины, признанную лишенной перспектив.

    За последние три года число школ в Псковской области по данным регионального управления образования сократилось с 436 до 330. В общей сложности 116 учебных заведений были закрыты либо организованы: лишены собственного юридического лица и превращены в филиалы более крупных школ.

    Сокращение коснулось малокомплектных сельских школ: областные власти сочли, что их финансирование нецелесообразно с экономической точки зрения. Содержание одного ученика в школе, где учится всего несколько десятков детей, обходится в разы дороже, нежели полагается по региональному нормативу.

    Кроме того, администрация области указывает на то, что в малокомплектных школах из-за небольшого числа ставок учителю зачастую приходится вести сразу несколько предметов, специалистом в большинстве из которых он не является. Таким образом, дети из небольших сельских школ оказываются хуже подготовлены, не могут поступить в вуз и заранее обречены на низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу.

    Проблему сокращения "лишних” учебных заведений власти Псковской области решают, организуя подвоз на специальных автобусах детей из маленьких деревень, оставшихся без собственных школ, в школы близлежащих крупных поселков. Там же, где расстояние от дома до парты оказывается слишком большим, областная администрация ратует за создание при школах интернатов, в которых дети могли бы жить в течение учебной недели.

    Благие намерения властей пока что обернулись многочисленными проблемами. Опыт американских "школьных автобусов”, на который неоднократно ссылались в администрации, трудно приживается на Псковщине. Плохие дороги и не приспособленные для перевозки детей автобусы (например, слабо отапливаемые), которых, к тому же, до сих пор не везде достаточно, способны свести на нет все "плюсы” такой системы.

    Отправлять детей в пришкольные интернаты также готовы далеко не все родители: домашний уход и заботу ничем не заменишь, многим страшно оставить любимое чадо без постоянного присмотра. Наконец, на селе каждая пара рабочих рук в приусадебном хозяйстве - тем более детских - бывает чрезвычайно востребована.

    Кроме того, многие не согласны с низкой оценкой образования, получаемого детьми в маленьких школах. Школа школе и учитель учителю - рознь. Зачастую ребята из таких малокомплектных учебных заведений сдают ЕГЭ и оказываются подготовлены к поступлению в вузы ничуть не хуже, чем их сверстники из "настоящих”, больших школ.

    Да и сама школа в современной деревне порой выступает не только "клуба”, "избы-читальни” и "дома культуры”, но и в качестве своеобразного "градообразующего элемента”. После ее исчезновения, уверены многие, становится на грань исчезновения и само село: молодые специалисты предпочитают переезжать в более крупные поселки, где есть собственные школы.

    Несмотря на то что против закрытия школ выступали жители многих деревень Псковщины, пока что настоять на своем гражданам удалось лишь однажды. Летом 2007 года было принято решение о реорганизации Дубровской и Малаховской (по названиям деревень) малокомплектных школ Себежского района Псковской области.

    Дубровская школа в итоге стала филиалом более крупной Кузнецовской. Учителя и родители учеников уверены, что ее окончательная ликвидация - лишь дело времени. Жители же Красноармейской деревни Себежского района, на территории которой находится Малаховская школа, оспорили решение о ее реорганизации в суде, и выиграли процесс и в первой, и в кассационной инстанциях. Им удалось доказать, что попытка реорганизации была предпринята с многочисленными нарушениями закона: а именно, не было учтено мнение людей, потребности которых обслуживает школа.

    Возникший прецедент, казалось, заставил региональные власти пересмотреть подход к "школьному вопросу”. Губернатор Псковской области вскоре после вынесения судом решения о сохранении Малаховской школы заявил, что отныне вопрос о судьбе школы будет полностью отдаваться на откуп местным жителям, и выразил надежду, что те, будучи заинтересованы, чтобы их дети получили качественное образование и оказались конкурентоспособными на рынке труда, сделают правильный выбор.

    А в конце 2007 года в регионе стартовал проект "100 школ”, в рамках которого в течение ближайших двух с половиной лет предполагается улучшить материально-техническую базу ста ведущих школ области, в которых обучается более 84 процентов учащихся Псковщины. Именно эти школы будут в первую очередь ремонтироваться, в них будет направляться самое современное учебное оборудование, поступающее в регион.

    Многие в Псковской области считают, что конечной целью программы, пока что не афишируемой, является концентрация в этих ста школах всех 100 процентов учащихся и закрытие оставшихся 230.

    Между тем процесс сокращения числа школ неумолимо продолжается. В начале февраля 2008 года появилась информация о планах по закрытию по завершении текущего учебного года Дубровской школы (Дубровка - одно из самых распространенных на Псковщине названий населенных пунктов) Дедовичского района. Об этом педагогическому коллективу школы в начале нового года сообщили представители районного управления образования.

    Летом 2007 года Дубровская школа была преобразована в филиал Пожеревицкой общеобразовательной школы, что значительно облегчает процедуру ее закрытия. В школе учатся всего 29 учеников, так что решение о ее ликвидации вполне укладывается в логику региональных властей.

    Поделиться