В середине февраля на российском макроэкономическом фронте традиционно наступает некоторое затишье. Официальные данные Росстата за 2007 год оказались весьма позитивными и, отметим, лучшими среди показателей динамики других развитых и многих развивающихся стран. На основании этих данных мин экономразвития уже успело заявить об улучшении экономического прогноза на 2008-2010 годы (см. "Российскую бизнес-газету" от 5 февраля 2008 года).
Официальный доклад самого ведомства Эльвиры Набиуллиной о социально-экономическом развитии России в 2007 году так же не принес каких-либо неожиданностей, подтвердив ранние оценки и данные Росстата.
К тому же свою главную нынешнюю головную боль - инфляцию - кабинет уже несколько "подлечил". О том, что январская инфляция в 2,3 процента будет высокой, было объявлено заранее, равно как и о еще большей решимости с ней бороться. Пакет из 26 антиинфляционных мер был рассмотрен, социально значимая "заморозка" цен продлена до 1 марта, зарплаты с 1 февраля, как и обещалось, повышены на 14 процентов.
Правда, сберегательные настроения россиян от этого не очень улучшились. Дело даже не в том, что продукты дорожают, а доллар дешевеет. Доверие к крепкому рублю, как одному из важнейших экономических достижений нынешнего российского руководства, подверглось массированной психологической атаке слухами о якобы готовящейся деноминации. Природа и называемые "абсолютно достоверные" источники слухов с головой выдают их жестко профессиональный характер и ориентацию на подрыв доверия к экономической политике государства.
Во-первых, подобные меры невозможны до инаугурации нового президента 7 мая и обретения затем через некоторое время полномочий новым правительством. Затем начнется сезон отпусков и срок отодвигается, с учетом необходимой подготовки, на позднюю осень. Почему же тогда слухи появлялись и навязчиво муссировались именно сейчас, в январе - феврале? Думается, что это и сам вопрос риторический, и ответ на него, как уже говорилось выше, очевиден.
Во-вторых, масштаб цен пока остается удобным для повседневного хозяйственного оборота - сумки и чемоданы денег в магазин носить не надо, а "продвинутые" торговые предприятия с готовностью принимают платежи с карточек.
В-третьих, деноминация - очень хлопотное и затратное предприятие. Ее бессмысленно проводить при высокой инфляции. И тем более когда даже дураку ясно, что абсолютно бессмысленно "отрезать" всего лишь один или два нуля - уж если "чикать", то все три. Среднемесячная заработная плата в России в декабре 2007 года составляла 18,5 тысячи рублей. А теперь можно представить, какой масштаб цен будет, если вам выдадут 18,5 рубля для жизни на целый месяц, и какой инфляционный скачок вызовут неизбежные при этом "округления". Если сейчас "убрать" три нуля, то не только рубли, но и крупную мелочь можно будет чеканить из золота, даже не из серебра, а батон белого хлеба будет стоить 1,3 копейки с "естественным" округлением и ростом цен до 2. Все любопытствующие могут продолжить аналогии, доводя их до единственно возможного логического конца - абсурда.
Здравый же экономический расчет показывает, что деноминация будет необходима и выгодна лишь тогда, когда инфляция опустится до 3-5 процентов в год при том, что цена батона белого хлеба вырастет минимум в 10 раз - до 130 рублей. Вряд ли в обозримом будущем такое сочетание станет в России возможным.
За исключением уже признанно опасной инфляции, экономическая ситуация в России в январе - феврале по традиции остается сезонно неопределенной. Как уже сообщала "Российская бизнес-газета", январский опрос промышленных предприятий, проведенный Институтом экономики переходного периода (ИЭПП), показал продолжающееся замедление роста спроса. Это не позволяет предприятиям наращивать темпы роста выпуска, что снижает удовлетворенность объемами продаж. В то же время резкий рост отпускных цен улучшил их финансовое положение.
Данные банка "ВТБ Европа" чуть более оптимистичны. Значение индекса менеджеров по поставкам, PMI, в производственной сфере Российской Федерации увеличилось в январе 2008 года до 55,3 по сравнению позицией 54,3, которую данный индекс занимал в предыдущем месяце. Это самое высокое значение данного индекса с августа 2006 года. По словам экономиста из ВТБ Дмитрия Федоткина, полученный результат усиливает тенденцию к росту, образовавшуюся в IV квартале 2007 года. Данные Росстата о промышленном производстве в январе должны быть опубликованы в конце этой недели.