Конституционный суд России (КС) принял к рассмотрению жалобу о признании факта нарушения конституционных прав на государственную защиту здоровья в результате принятия и применения Федерального закона "О техническом регулировании", как не соответствующего Конституции Российской Федерации. Кроме того, на основании ст. 42 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" истец просит приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела в Конституционном суде, чтобы приостановить принятие новых федеральных законов - технических регламентов.
В нашей стране согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, при этом (часть 1 ст. 41) каждый имеет право на охрану здоровья, а согласно части 1 ст. 45 гарантируется государственная защита прав человека. Чтобы предупредить возможные нарушения этих положений, в части 2 ст. 55 Конституции записано, что "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
Как известно, здоровье людей во многом зависит от качества пищевых продуктов и лекарств. До принятия Федерального закона "О техническом регулировании" (далее - ФЗ) качество продуктов питания и лекарственных препаратов регламентировалось государственными стандартами (ГОСТами), которые были обязательными для применения. При этом для многих продуктов питания ГОСТы устанавливали обязательный определенный состав компонентов и их количественное содержимое, что предопределяло сами продукты, к примеру, водку или кефир, и гарантировало их качество, в том числе безопасность.
Однако с принятием в 2002 г. ФЗ "О техническом регулировании" этим законом в нарушение п. "р" ст.71 Конституции РФ фактически вывели из ведения Российской Федерации стандарты, отменив Закон РФ "О стандартизации", а стандарты заменили иными нормативными актами в статусе федеральных законов - техническими регламентами. Однако ни технические регламенты, ни техническое регулирование, имеющие к тому же совсем иной смысл, в перечне предметов ведения РФ (ст.71 Конституции) и перечне предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции) не значатся. Поэтому по ним согласно ст.76 Конституции нельзя принимать федеральные законы. При этом положения ФЗ "О техническом регулировании" нарушают упомянутые выше конституционные нормы, что угрожает жизни и здоровью граждан России. И вот по каким причинам.
Согласно п.1 ст.7 ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты, которыми заменили ГОСТы, вместо требований к качеству продукции устанавливают теперь лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие применительно к продуктам питания и лекарственным препаратам их биологическую, химическую и радиационную безопасность. При этом технический регламент не должен содержать требования к исполнению продукции, за исключением случаев, когда из-за их отсутствия не обеспечиваются упомянутые выше требования к безопасности (п.4 ст.7 ФЗ). Однако применительно к продуктам питания и лекарствам последняя оговорка отношения не имеет.
Таким образом, вопреки упомянутым выше положениям Конституции РФ в технических регламентах требования к качеству продуктов питания и лекарствам подменены требованиями к их безопасности, что далеко не одно и то же. Например, колбаса может быть изготовлена безопасной для потребления, но вместо мяса содержать крахмал и пищевые добавки, имитирующие колбасный вкус. Причем, согласно п.7 ст.7 ФЗ, "технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции", что создает прямую угрозу населению страны. Что же касается лекарственных препаратов, то отсутствие требований к их исполнению прямо угрожает жизни больных людей. Ведь безопасный для здорового человека, но некачественный препарат может привести к смерти больного человека, так как не принесет ему требуемой помощи ввиду бесполезности такого "лекарства".
Статья 18 ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает, что потребитель якобы сможет самостоятельно выбрать качественную продукцию по документу, подтверждающему ее соответствие техническим регламентам, стандартам или условиям договоров. Подтверждение соответствия может быть добровольным или обязательным (ст. 20 ФЗ). Однако согласно п.1 ст. 23 ФЗ "обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента", то есть на соответствие требованиям только безопасности. При этом в ФЗ отсутствуют условия и критерии обязательности подтверждения соответствия, а допустимость добровольного его подтверждения нарушает положение части 1 ст. 45 Конституции РФ о гарантированности государственной защиты прав человека, к коим относится и право на охрану здоровья. Замечу, отсутствие государственного контроля за качеством продуктов питания и лекарственных препаратов при добровольности подтверждения соответствия ведет к экономической деятельности, направленной на недобросовестную конкуренцию путем производства более дешевой некачественной продукции, что противоречит части 2 ст. 34 Конституции РФ.
В результате отмены обязательности применения стандартов, кроме их требований в части минимальной безопасности продукции, в стране наблюдается рост пищевых отравлений и массовых инфекционных заражений, вызванных некачественными продуктами питания, от которых никто не застрахован. К тому же, введенные им новые нормативые документы имеют одновременно два различных правовых статуса: федерального закона и технического регламента, что является юридическим абсурдом.