В Лос-Анжелесе завершилась очередная, 50-я торжественная церемония вручения золотых граммофонов - самой уважаемой и многолетней музыкальной премии мира. В этот раз опять не обошлось без сенсаций и нелепостей.
Ради юбилейной церемонии Американская академия звукозаписи не стала предпринимать попыток добавить пафоса своему действу или увеличивать число номинаций. Из пафоса было разве то, что в категории № 79 "за лучший разговорный альбом" (есть у "Грэмми" и такая!) граммофончик предусмотрительно вручили кандидату в президенты США Бараку Обаму. По-американски прагматично предпочли его президентам уже бывшим - Джимми Картера и Билла Клинтона, ныне подрабатывающих на жизнь чтением аудио-книг. А количество номинаций в "Грэмми" и так раздуто - их 110 - охватывающих все жанры, направления музыки и виды возможных песенных союзов. Даже в категории "госпел", пользующейся ограниченной популярностью, целых четыре номинации…Из-за чего церемония и так кажется слишком затянутой. Начавшись в 20.00 по времени Лос-Анжелеса на своих финальных аккордах она застала нескольких зрителей уже мирно спящими…
А собственно главных номинаций, обеспечивающих музыкантам, продюсерам, композиторам, звукорежиссерам звездный статус - меньше десяти. И почти все главные награды на "Грэмми-2008" достались 24-летней британской певице английско-еврейского происхождения Эми Уайнхаус.
Экспрессивная, голосистая, обладающая колоритной внешностью и обожающая короткие платья и экстравагантные манеры, Эми, чья фамилия Winehouse переводится как "винный дом", соответственно и песни исполняет дерзкие, мятежные, часто непредсказуемо развивающиеся в теме или аранжировках. Уважение к алкоголю, скабрезные шуточки во время туров… Недавно Эми сама рассказала британским журналистам о том, что у нее "маниакально-депрессивный психоз" (может шутка, но очень похожая на правду)…
Словом, никогда еще у "Грэмми" не было столь "не политкорректного" и "социально не лояльного" триумфатора. Но музыке Эми Уайнхаус (она еще и сама сочиняет песни) подобные шалости никогда не вредили. В итоге на "Грэмми-2008" она взяла больше всех - пять наград. В том числе в четырех самых престижных категориях: "запись года" (песня Rehab), "песня года" (за ту же самую композицию), "лучшее женское поп-исполнение" (опять же за нее). А еще - за "лучший альбом с вокалом в поп-музыке" (диск Back To Black, как раз и содержащий шлягер Rehab).
И только пятая награда "дебют года", думается, несправедлива. На "Грэмми-2008" оценивали записи и песни выпущенные с 1 октября 2006 года по 30 сентября 2007 года. Но, наверное, академики не знали или забыли, что впервые дебютировала шумная винная мисс еще в 2003 году, с альбомом Frank, где показала и добротный уровень игры на гитаре, и увлеченность джазовыми структурами…
Нынешняя Эми по манере и подаче материала очень напоминает молодую Тину Тернер (тоже та еще смутьянка!). Наверняка это чувствует и сама легендарная американка. В 60 лет она ушла на покой и поселилась в Швейцарии с очередным молодым мужем. И вот сейчас, спустя почти 10 лет, вернулась на сцену, похоже приревновав к славе Уайнхаус. Ветеранка снова гастролирует. Кстати, Тина Тернер тоже частично прикоснулась к "Грэмми". Ведь еще одну престижную награду - "альбом года" мэтр джаза, пианист и композитор Херби Хэнкок завоевал при ее непосредственном участии.
Диск-победитель River: The Joni Letters содержит кавер-версии песен легендарной канадской фолк-рок исполнительницы Джони Митчел. Хэнкок заново их переаранжировал, и исполнил с собственной супергруппой, в которой поучаствовал в частности Дэйв Холланд. А спели эти обновленные песни как раз Тина Тернер, Нора Джонс и даже Леонард Коэн. Кстати и сама Митчел не осталась без награды - за "лучшее инструментальное исполнение в поп-музыке". Вот так: получилось, что спели за нее в этот раз другие: импровизационная компания Херби Хэнкока.
В заветной категории № 2 пианист-джазмен (получивший статуэтку и в номинации "лучшее сотрудничество при записи джазового альбома) обошел даже модного ныне рэппера Кэйна Уэста (на счету того четыре "грамофончика", хотя и в менее престижных категориях, но зато это второй результат на "Грэмми"-2008 после Эми Уайнхаус). И выпустивших зажигательный альбом Echoes, Silence, Patience, Grace альтернативных рокеров Foo Fighters. Напомним, что лидером и вокалистом их является Дэйв Грол, экс-барабанщик "Нирваны". Впрочем, неистовый квартет все равно обрел заслуженные награды: "за лучший рок-альбом" и "лучшее хард-рок представление".
Но еще большим рок-триумфатором 2008 года оказался Брюс Спрингстин. После двух дисков, где знаменитый музыкант демонстрировал увлеченность кантри и большими оркестриками, играющими лихо, бесшабашно, но спонтанно, теперь он восстановил свой знаменитый E Street Band. Снова увлекся электрогитарой и призывным уличным роком с мощными припевами, которые хочется грянуть хором. В итоге у Спрингстина - три статуэтки "грэмми". Две - за материал нового диска нового Magic. А одна абсолютно удивительная - за новую версию знаменитой композиции Once Upon A Time In The West ("Однажды на Западе") Эннио Морриконе, записанную для трибьюта этому кинокомпозитору We Love Ennio Morricone.
Удивительно, но награды - и именно за кино - получили и The Beatles, вернее их альбом Love. Этот компиляционный сборник из 26 композиций был собрал бессменным продюсером ливерпульской четверки Джорджем Мартином для канадского мюзикла, основанного на музыке группы. Иным композициям Мартин немного изменил звучание, скомпоновал материал по собственному усмотрению, причем одна композиция была "новой" - ее нашла в архиве Джона Леннона его вдова Йоко Оно. Диск был признан "саундтреком года". А еще одну награду получил звукорежиссер, занимавшейся его подготовкой к изданию - за отличный и самобытный саунд.
Две награды оказалось и у пианистки и певицы Алисии Кейс - "за лучшее женское вокальное представление в R&B и лучшую R&B песню - за No One. Диск этой исполнительницы As I Am и впрямь был очень хорош. Помимо модных ритмов Алисия вернулась к корням соул-музыки и поп-соула 1970-х. А по вокальному искусству в женской танцевальной музыке этой дочери афроамериканца и итальянки уже давно мало соперниц равных ей по мастерству, темпераменту и изобретательности.
Не остались без "граммофончика" и вернувшиеся на сцену Eagles, однако полученная награда должна их скорее разочаровать. Группа не выпускавшая новых релизов с 1994 года, а теперь расщедрившаяся сразу на 20 песен-премьер получила только первенство в категории № 38 - "лучшее кантри представление дуэта или группы". Очень второстепенная награда, и никаких тебе лавров ни за композиторское искусство, ни за отдельные хиты или хотя работу звукорежиссера. Впрочем диск этого особенно и не заслуживал.
Зато очень справедливо отмечена работа еще двух ветеранов гитарного рока - Джи Джи Кейла и Эрика Клэптона. Их диск The Road To Escondido побелил в категории № 67 - "лучшее сотрудничество при записи блюз-альбома". 57 минут задушевного блюза с элементами разгульного кантри-рока, с неспешным полу-речитативным вокалом и затейливыми гитарными соло - этот альбом вышедший еще в конце 2006 года.
Российских рокеров на "Грэмми" и прежде не привечали. Исключение последних лет - подмосковная группа "Берингов Пролив", неожиданно ставшая номинантом в 2002 году. Теперь они уже называются по-английски - Bering Strait. Живут в США и исполняют рок в духе ранних Fleetwood Mac. Перепели один из их хитов. А еще исполняют англоязычный фолк-рок и русские народные песни на языке оригинала, выпустили за границей очередной диск Pages с ведущим женским вокалом. Но никто из наших рок-музыкантов с тех пор и не мог приблизиться к их успеху. Зато снова отличились исполнители классики. Со третьей попытки "грэмми" в категории №105 - "лучшее представление малого ансамбля" получили "Солисты Москвы" под управлением дирижера и альтиста Юрия Башмета. Они награждены за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева. Так что долгожданный успех есть! Будем надеяться, что в следующем году на "Грэмми" наши рок- и джазовые музыканты тоже подтянутся.
Радостная новость застала Юрия Башмета и его "Солистов" не в Лос-Анджелесе, а на гастролях в Токио. Солист и артистический директор ансамбля "Солисты Москвы" Роман Балашов рассказал для читателей "РГ":
- Для нас это полный сюрприз. Честно говоря, мы не надеялись, что получим "Грэмми". Это уже третья по счету наша номинация на "Грэмми". Несколько лет назад был диск "Солистов Москвы" с записями Шостаковича и Брамса. В прошлом году - диск Onyx с музыкой Шостаковича, Свиридова, Вайнберга. Но оба раза мы ничего не получали, поэтому решили даже не лететь в Лос-Анджелес. У нас сейчас проходят выступления в Японии. Конечно, мы все очень рады, а мне эта победа особенно приятна, потому что на диске записан цикл "Мимолетности" Прокофьева. Это сочинение, созданное для фортепиано, звучит у нас в переложении для струнного оркестра. Часть переложений сделал когда-то Рудольф Баршай, а его работу завершил я. На диске также записаны произведения Стравинского: балет "Аполлон Мусагет" и Концерт для струнных.