В затянувшемся реформировании российской налоговой системы произошла сенсация, автором которой стал президент. Выступая на заседании Госсовета, Владимир Путин высказался за снижение ставки налога на добавленную стоимость. "Надо установить единую и максимально низкую ставку НДС", - заявил он.
Президент также подчеркнул, что в целом "надо стремиться к снижению налогового бремени", "вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики". "Требуется также упростить налоговую систему, минимизируя возможности произвольного толкования законодательства", - сказал президент.
Приоритеты в налоговой сфере, выдвинутые в пятницу президентом, оказались немного неожиданными как для бизнеса, так и для минфина. Об улучшении администрирования и стимулирующей роли налогов в инвестициях и инновациях Путин говорил неоднократно, а в одном из выступлений даже резко заявил о недопустимости "налогового терроризма".
Но прямое указание главы государства радикально снизить НДС стало абсолютным сюрпризом: приятным для бизнеса и не очень - для минфина. Теперь финансовому ведомству придется не только радикально перерабатывать уже готовый трехлетний план налоговых реформ, но и задуматься об изменении консервативной фискальной идеологии налоговой политики. От бизнеса же уменьшение налоговой нагрузки потребует большего внимания к развитию человеческого капитала.
Другим приоритетом фискальной реформы станет изменение схемы налогового контроля за трансфертными ценами.
Это уже третий по счету вариант соответствующих поправок в Налоговый кодекс. Но по сравнению с первым законопроектом подготовленным в 2001 году, концепция его не столь сильно изменилась, и ее радикальность продолжает беспокоить крупный бизнес. Смягчить ситуацию призван законопроект о консолидированном налогоплательщике, рассматриваемый в одном пакете с поправками по трансфертным ценам.
Напомним, что введение института консолидированного налогоплательщика предполагает возможность нескольким компаниям уплачивать налог на прибыль как один налогоплательщик.
Механизм законопроекта приравнивает оборот этих компаний к внутризаводскому обороту. Правда, минфин планирует разрешить перейти на консолидированную уплату налога на прибыль на первом этапе только крупнейшим налогоплательщикам. Принадлежность компании к категории крупнейших будет определяться на основе действующих критериев.
По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, организации, которые сейчас состоят на учете в инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, смогут перейти на консолидированную отчетность по налогу на прибыль при условии, что они будут удовлетворять и другим критериям.
В частности, по его словам, будут установлены ограничения, в соответствии с которыми банки смогут консолидироваться только между собой. Такое же ограничение будет введено для страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг и инвестиционных фондов. Опасаясь, что консолидация станет источником злоупотреблений, минфин также предлагает установить специальные правила в отношении убытков, которые были получены до образования группы. "Будут ограничения, связанные с тем, чтобы не разрешить передачу амортизируемого имущества и перепродажу внутри группы с последующим увеличением стоимости и "разгонкой" амортизации", - отметил замми нистра.
Эксперты негативно оценивают это уточнение, поскольку на практике это может привести к ограничению прав налогоплательщиков.
Введение института консолидированного налогоплательщика "позволяет суммировать прибыль и убытки отдельных участников группы, расширяет возможности для инвестиционной активности, позволяет долгосрочно планировать свою деятельность, избавляет участников группы от вопросов, связанных с трансфертным ценообразованием, позволяет перераспределять денежные средства и материальные ресурсы внутри группы без какого-либо налогообложения, соответственно, консолидировано привлекать финансовые ресурсы, консолидировано осуществлять закупки", - пояснил замминистра финансов Сергей Шаталов.
Минфин рассчитывает, что новые правила консолидированной уплаты налога на прибыль будут вводиться вместе с новациями по трансфертному ценообразованию, призванными обеспечить контроль за сделками между связанными или контролируемыми лицами.
Трансфертные цены - это цены, по которым производится продажа товаров в рамках транснациональной корпорации, совместного предприятия или между подразделениями в разных странах. Сейчас трансфертное ценообразование между аффилированными компаниями и взаимозависимыми фирмами во всех странах используется для занижения налоговых платежей. По данным экспертов, 30-50 процентов мирового экспорта товаров и услуг проводится на основе внутрикорпоративных цен.
В России налогообложение при трансфертном ценообразовании регулируется статьями 20 и 40 Налогового кодекса. Согласно действующим правилам взаимозависимыми лицами признаются физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Когда цены товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены, налоговики вправе вынести решение о доначислении налога и пени. Она рассчитывается таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из рыночных цен, отмечается в статье 40 Налогового кодекса.
Согласно подготовленным минфином поправкам, список взаимозависимых лиц может быть существенно расширен. Одновременно сохраняется право признавать компании взаимозависимыми по решению суда. Установлен закрытый перечень сделок, которые налоговые органы могут контролировать. При этом уточняются основы расчета рыночной цены. Рыночная цена определяется по сделкам с идентичными товарами, совершенным в сопоставимых экономических условиях не взаимозависимыми компаниями. По мнению экспертов, у налоговиков могут возникнуть проблемы с поиском адекватных сопоставимых данных для определения рыночной цены объекта сделки, так как большая часть компаний, предлагающих и идентичные или однородные товары. попадают в разряд взаимозависимых. Законопроект также предусматривает возможность заключения предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Экспертами на базе Финансовой академии при правительстве РФ был разработан альтернативный законопроект. Он предусматривает, что налоговики должны заниматься только контролем за теми сделками, при проведении которых существует реальная опасность бюджетных потерь. Перечень контролируемых сделок по сравнению с минфиновским более узкий. При этом эксперты предлагают отложить на дальнюю перспективу возможность предварительных соглашений с налоговиками. Минфин обещал учесть некоторые предложения экспертов финакадемии при доработке своего законопроекта.
По мнению экспертов, в России практика использования трансфертных цен с целью снижения налогообложения не так уж и распространена. Они используются в большей степени для защиты активов, повышения инвестиционной привлекательности отдельных компаний холдинга, считает Сергей Шаповалов, партнер юридической компании "Налоговая помощь". На сегодня в России не осталось регионов, в которых существовали существенные налоговые льготы, которыми можно было бы воспользоваться при помощи трансфертного ценообразования, считает он.
В условиях постоянного увеличения международной торговли вопрос справедливого налогообложения холдингов и тесно связанная с ним проблема контроля за трансфертным ценообразованием стали одними из наиболее спорных в течение последнего десятилетия, считает руководитель отдела налогообложения и судебной защиты компании "Развитие бизнес-систем" Ирины Мучичка. Учитывая дальнейшую интеграцию России в мировую экономику и общие процессы глобализации можно утверждать, что этот вопрос в ближайшие годы останется одним из актуальных для налогоплательщиков. С этой точки зрения, предлагаемые минфином изменения, конечно же, стали значительным шагом вперед и приближают российское законодательство в этой сфере к международным стандартам. При этом законопроекты не лишены недостатков. В частности не прописаны процедурные вопросы и имеются пробелы в нормах. Но, по мнению эксперта, их можно будет устранить только со временем, когда нормы начнут применяться на практике.