Понедельник для сотрудников главного управления по борьбе с должностными преступлениями МВД Киргизии выдался по-настоящему тяжелым.
Милицейские сводки вчера буквально пестрили новыми фактами задержания чиновников за злоупотребление должностным положением и получение взятки.
Так, вчера оперативники главка и прокуратура Ленинского района столицы установили, что должностные лица госадминистрации того же района в нарушение закона "О государственных закупках" определили победителем тендера некое общество с ограниченной ответственностью, директор которого, подделав расчетно-кассовые ордера, присвоил 1 миллион 552,3 тысячи сомов. В Таласской области расчетный бухгалтер Долононской сельской управы совместно с главным бухгалтером присвоили 200 тысяч сомов, предназначенные для выплаты заработной платы учителям сельских школ. На рабочем месте с поличным при получении взятки в 15500 сомов был задержан капитан таможенной службы. Именно столько он запросил за "льготное" таможенное оформление прибывшего из-за рубежа дорогого авто.
По всем этим фактам главным управлением по борьбе с должностными преступлениями (ГУБДП) МВД Киргизии и органами прокуратуры возбуждены уголовные дела.
Между тем, как сообщили корреспонденту "Российской газеты" в ГУБДП, в череде последних преступлений на почве коррупции следует отметить одну закономерность. Все вышеперечисленные "услуги" чиновничье-бюрократического аппарата до недавнего повышения цен стоили ровно в три раза дешевле. Такие данные в беседе с корреспондентом "РГ" привел начальник главного управления по борьбе с должностными преступлениями МВД Киргизии Манас Акматбеков.
Впрочем, в Киргизии случается, что и взятка взятке - рознь. По словам полковника милиции Акматбекова, прежде чем завести в отношении уличенного в коррупции чиновника уголовное дело, сотрудникам главка еще предстоит доказать, что данный взяточник относится именно к категории должностных лиц.
- В киргизском законодательстве существуют очевидные пробелы, - пояснил Манас Акматбеков. - Существует масса юридических нюансов, которыми успешно пользуются мздоимцы разных рангов и калибров. К примеру, мы ловим с поличным преподавателя вуза в момент получения им от студента крупной суммы в обмен, допустим, на хорошую отметку. Однако этот чиновник согласно существующему государственному реестру - республиканской табели о рангах - не является должностным лицом. И следователи вынуждены переквалифицировать преступление со статьи "Взятка" на более лояльную - "Незаконное вознаграждение". А по этой статье уже предусмотрено совершенно иное, более мягкое наказание. Вот и отделывается мздоимец мизерным штрафом. И, как правило, продолжает и дальше "сеять разумное, доброе, вечное" в стенах того же вуза, порой в той же самой должности.
Впрочем, по словам полковника милиции, приведенный им пример вовсе не значит, что нечистоплотные чиновники выходят сухими из воды. Акматбеков завершил интервью словами знаменитого киношного сыщика Жеглова: "Вор должен сидеть в тюрьме. И мы стараемся работать так, чтобы довести начатое по любому факту коррупции следствие до логического завершения".
По отчетам правоохранительных органов, за прошлый год в целом по стране в отношении должностных лиц было возбуждено 814 уголовных дел, относящихся к коррупционным. Однако 47 процентов от этого количества уличенных в коррупции не подпадают под критерий установленного законом термина "должностное лицо". Тем не менее, из 429 коррупционных уголовных дел 90 было возбуждено в отношении глав айыл окмоту, 33 - ответственных работников районного уровня и так далее.
Тем временем, анализ, проведенный специалистами генеральной прокуратуры Киргизии, показал, что борьба правоохранительных органов с коррупцией - а все вышеописанные факты относятся к преступлениям этого вида - направлена, в основном, на ликвидацию последствий преступления. Иными словами, милиция начинает усиленно "работать по факту" уже случившейся взятки или должностного подлога.
По словам первого заместителя генерального прокурора страны Сумара Насизы, в отношении этого вида преступлений профилактические методы не работает.
"В целом деятельность правоохранительных органов смещена в сторону борьбы с так называемой бытовой коррупцией, - сообщил Насиза корреспонденту "РГ". - И практически все коррупционные уголовные дела возбуждаются в отношении рядовых служащих учреждений здравоохранения, образования, организаций, оказывающих услуги населению. Однако ни один высокопоставленный чиновник, уличенный во взятке или ином коррупционном преступлении, на скамью подсудимых так и не попал".