Книжным магазинам на воронежских окраинах грозит вымирание

Книжная торговля, как никакая другая, жестко ощущает границы спроса, пределы покупательной способности населения. Последний рубль на духовную пищу нынче не понесут. Увы, наша страна давно уже не самая читающая в мире. Доля не берущих в руки ничего из печатной продукции россиян за последние пятнадцать лет увеличилась с 20 до 40 процентов.

С экономической точки зрения книга такой же товар, как и любой другой, а потому продажная ее цена в конечном счете определяется потребительским спросом. Да только много ли сейчас покупателей, способных остаться голодными, лишь бы приобрести приглянувшийся томик, не отказываться от привычки к чтению литературных новинок?

Детская болезнь дешевизны

Показательно, но именно в прошлом году, объявленном в стране Годом чтения, закрылся в Воронеже центральный Дом книги, за десятилетия ставший родным и привычным для многих поколений горожан. Перепрофилировали его под более доходные бутики и конторы. Конечно, и без него есть куда пойти книгочеям - очередей и давки в оставшихся книжных магазинах не наблюдается. Специалисты отмечают даже некоторый рост объемов печатного книжного рынка в последние годы, правда, в ценовом выражении - не столько за счет увеличения тиражей и продаж, как прежде, сколько из-за удорожания книг, причем в пропорции, в полтора-два раза опережающей степень инфляции, процентов на 15-20 ежегодно. Рост себестоимости книжной продукции объясняется растущими ценами на бумагу, полиграфию, транспорт, повышением авторских гонораров, многими другими факторами, влияющими на конечные показатели - инфляцией, затовариванием, неустойчивостью покупательского спроса.

Тем не менее эксперты книжного рынка по-прежнему считают дешевизну печатной продукции "врожденной болезнью" российского книжного рынка, доставшейся ему от советских времен. По их мнению, заниженная цена не позволяет достаточно зарабатывать и динамично развиваться всем вовлеченным в процесс - издателям, оптовикам, рознице, не говоря уже об авторах. В новых экономических условиях книга продолжает оставаться относительно дешевым товаром, особенно по сравнению с Западом, где ее средняя розничная цена в три-четыре раза выше. Впрочем, ситуация постепенно меняется: по прогнозам в ближайшие пять лет цены на книги в нашей стране вплотную приблизятся к западным. В таком случае нынешний уровень спроса может удержаться лишь при условии приближения к западным стандартам российских зарплат и студенческих стипендий.

Под натиском ширпотреба

Ценообразование в самой книжной торговле происходит примерно по такой схеме: 15 процентов к отпускной цене издательства добавляют оптовики, оптимальная наценка в рознице - 50-60 процентов. Впрочем, в крупных магазинах она может быть и выше, вплоть до ста процентов - взамен покупатель получает более обширный ассортимент, различные виды консультационных и справочных услуг. Торговая наценка книготорговцев может показаться заманчивой, но только в процентах, а не в абсолютных цифрах. Оборот книжных магазинов нельзя и близко сопоставить с показателями гастрономов или салонов электроники и бытовой техники. "Без наценки меньше сорока процентов нам просто не выжить", - говорит специалист известного в городе книжного супермаркета. Нужно только представить, во что обходится аренда торговых помещений в центральной части города, сколько средств требует сейчас "коммуналка". А ведь есть еще и другие расходы. Книги - не самый выгодный товар. Поэтому в "межвидовой" конкуренции за удачно расположенные торговые площади книготорговцы нередко проигрывают. Городские власти могут велеречиво рассуждать о том, что книги - важный социальный продукт, свидетельство и средство сохранения культурного уровня населения, но ничего не делают, чтобы поддержать книжную торговлю хотя бы, например, предоставлением льготной аренды.

В новых экономических условиях книга продолжает оставаться относительно дешевым товаром, особенно по сравнению с Западом, где ее средняя розничная цена в три-четыре раза выше

Не трудно заметить, что все крупные книжные магазины сосредоточены в центре города, в иных районах они влачат жалкое существование в неприспособленных помещениях, в пригородных поселках вообще все ограничивается двумя-тремя киосками с периодикой. Можно много говорить о причинах такого положения, однако представители книжного рынка в качестве основной указывают на то, что большинство муниципальных руководителей и чиновников, к сожалению, не относятся к разряду любителей чтения. Во многом по их вине предприятия книжной торговли переходят в руки людей, не имеющих навыков работы с духовной пищей, не понимающих ее специфики. Торговое пространство книжных магазинов в городе сокращается год от года.

От магазина - к Дому культуры

Статистика книгоиздательского дела, как в целом по стране, так и в области, показывает довольно динамичное развитие, но какое-то поверхностное, своеобразное: количество наименований растет гораздо быстрее, чем совокупные тиражи. Специалисты называют этот процесс "инфляцией наименований", в результате которой розничная книготорговля не может переварить все, что выходит от издателей. С этим связан вопрос навигации покупателей в книжном море. К примеру, один из крупнейших воронежских книжных магазинов может предложить посетителям печатную продукцию более 50 тысяч наименований.

- Мы считаем, что специальные издания должны обязательно присутствовать на стеллажах, несмотря на их значительно меньшую рентабельность по сравнению с художественной литературой, - говорит ведущий специалист магазина Татьяна Рязанцева. - Спрос на них немалый, но из-за ограниченности торговых площадей не всегда представляется возможным заказать весь ассортимент, предлагаемый издательствами.

Большинство же магазинов помельче вообще не имеют своей концепции, ассортиментной политики, не знают, чего именно хочет их покупатель. Проблему усугубляет отсутствие в стране единых стандартов взаимодействия издательств с оптовыми звеньями, розничными предприятиями, библиотеками, конечным потребителем. Нет единого классификатора, депозитария данных обо всех книгах, находящихся в печати, на складах издателей и оптовиков, в розничной торговле. Если за рубежом торговля полностью структурирована, во многих странах действуют единые розничные цены (так было и в СССР), то у нас все действуют вразнобой, по собственному разумению, а потому с большой долей риска для своего же бизнеса.

Некоторые из специалистов рынка считают, что нынешний формат книжной торговли вообще изжил свой век, следует готовиться к переходу на ее мультиформативность. За опытом они обращаются в Москву или Санкт-Петербург, где в торговом пространстве проходят встречи читателей с авторами, литературными критиками, режиссерами, работают клубы по интересам. При магазинах открываются кофейни, залы с театральной сценой и видеоэкраном. Получаются как бы своего рода Дома культуры нового формата, причем не только традиционной направленности - с презентациями книг, но и с сопутствующей программой - концертами разных стилей и направлений, мероприятиями для родителей с детьми. Тем самым людей приучают к тому, что книготорговля - живая и важная часть культурной жизни города.

мнение

Наталья Восковых, ведущий специалист управления культуры администрации городского округа Воронеж:

- Несомненно, книжная торговля в городе претерпела за последние годы немалые изменения, во многом положительные. Прежде всего радует, конечно, большой ассортимент представленной печатной продукции, высокое полиграфическое качество многих изданий. К сожалению, наибольшим спросом у покупателей пользуется в настоящее время так называемый ширпотреб, писания легкой и быстро проходящей популярности. Но к чести наших основных книготорговых фирм должна сказать, что они не просто реализуют товар, любой, лишь бы он приносил доход, а стараются активно формировать читательский спрос, направляя его в сторону классики, хорошего вкуса. Магазины, в которых проводятся презентации лучших книг, встречи с их авторами, обсуждение прочитанного, становятся не просто предприятиями торговли, но и своеобразными гостиными, очагами культуры. Действительно, исчезают книжные магазины с городских окраин, пригородных поселков. Наверное, была бы полезна и необходима некая городская программа развития книжной торговли, пропаганды хорошей книги, особенно в среде молодежи. С большими трудностями сталкиваются с реализацией своей продукции местные книжные издательства, их в городе сейчас больше пятнадцати. Говорят, при удачном раскладе - правильно выбранном местоположении, умелой ассортиментной политике - книжный магазин в городе может окупиться за два-три года.